В рассмотрении дел о назначении и выплате пенсий военнослужащим в Республике Казахстан существует ряд особенностей, обусловленных законодательной базой, структурой оборонных сил, а также социально-экономическими условиями страны.
Военнослужащие в нашей стране всегда имели особый статус не только в обществе, но и в государственном обеспечении. Особые условия касаются и пенсии за выслугу лет, имеющую систему исчисления и назначения, отличающуюся от гражданской пенсии.
Следует иметь ввиду, что ввиду последних изменений в законодательстве, совершенствующих пенсионную систему в Казахстане, военнослужащие переведены на полное государственное пенсионное обеспечение.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующие вопросы назначения и выплаты пенсий военнослужащим в Казахстане, является Конституция Республики Казахстан, которая гарантирует социальную защиту граждан, включая военнослужащих, Закон Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих «, который определяет условия службы и права военнослужащих. Социальный кодекс Республики Казахстан, который содержит положения, касающиеся социальных гарантий для работников, включая военнослужащих. Постановления и приказы Министерства обороны, которые устанавливают конкретные процедуры и требования для назначения пенсий.
В Казахстане предусмотрены различные виды пенсий для военнослужащих, в зависимости от условий службы и причин выхода на пенсию, такие как по выслуге лет, которая назначается военнослужащим, отслужившим определённый стаж, по инвалидности — предоставляется военнослужащим, получившим травмы или заболевания во время службы, по выслуге в условиях боевых действий — для тех, кто служил в зонах боевых действий или участвовал в военных операциях, пенсии для членов семей военнослужащих, в случае гибели или полной нетрудоспособности военнослужащего.
Выслуга лет исчисляется в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Казахстан, в целях расчета продолжительности воинской службы, дающей право на пенсию. Исчисление выслуги лет военнослужащим производится в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Время прохождения воинской службы не на воинских должностях засчитывается в выслугу лет. Выслуга лет засчитывается в общий трудовой стаж и в стаж государственной службы. Военнослужащим, убывшим за границу в связи с дальнейшим прохождением воинской службы (поступлением на учебу) супруга – военнослужащего (супруги – военнослужащей), время пребывания за границей засчитывается в выслугу лет. Военнослужащим, до поступления на воинскую службу в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования состоявшим на службе в правоохранительных и специальных государственных органах, выслуга лет засчитывается с учетом времени их работы в правоохранительных и специальных государственных органах на должностях, предусматривающих присвоение воинских или специальных званий, классных чинов.
Военнослужащему офицерского состава, проходившему воинскую службу по контракту и уволенному с воинской службы по достижении предельного возраста состояния на воинской службе, по состоянию здоровья или в связи с сокращением штатов воинской части (учреждения), при отсутствии права на пенсионные выплаты за выслугу лет наряду с выплатой выходного (единовременного) пособия в течение одного года со дня увольнения с воинской службы сохраняется выплата оклада по воинскому званию.
Процесс назначения пенсии включает в себя подачу заявления, сбор документов, экспертизу документов, принятие решения, уведомление и выплату.
Военнослужащий или его представитель подаёт заявление с необходимыми документами в соответствующий орган (например, военный комиссариат или отдел кадров Министерства обороны). К заявлению прилагаются документы, подтверждающие стаж службы, наличие инвалидности, участие в боевых действиях и другие основания для получения пенсии. Соответствующие службы проводят проверку предоставленных документов, включая медицинскую экспертизу при назначении пенсий по инвалидности. На основе собранной информации и в соответствии с законодательством принимается решение о назначении пенсии. Военнослужащему или его родственникам сообщается о решении, и начинается выплата пенсии на указанный банковский счёт или иным установленным законом способом.
В Казахстане ведётся централизованный учёт всех пенсионеров, включая военнослужащих, и это обеспечивает прозрачность и своевременность выплат. Пенсии подлежат регулярной индексации в соответствии с изменениями уровня инфляции и экономическими показателями страны. В некоторых случаях военнослужащие могут получать дополнительные выплаты, например, за участие в боевых действиях или службу в суровых условиях.
Несмотря на наличие чётко регламентированной процедуры, в практике могут возникать проблемы такие как, бюрократические процедуры приводятщие к задержкам в назначении и выплате пенсий.
Также военнослужащие не всегда полностью осведомлены о своих правах и порядке получения пенсии. Возникают сложности документального сопровождения, например из-за необходимости сбора большого объёма документов, особенно для военнослужащих, находящихся в удалённых регионах.
В этой связи правительство Казахстана предпринимает шаги по улучшению системы социальной защиты военнослужащих.
Внедрены электронные системы подачи заявлений и отслеживания статуса рассмотрения дел. Созданы информационные порталы и горячие линии для консультирования военнослужащих по вопросам пенсий. Оптимизированы бюрократические процедуры с целью сокращения времени рассмотрения дел и выплаты пенсий.
Процесс назначения и выплаты пенсий военнослужащим в Республике Казахстан обладает своими специфическими особенностями, связанными с законодательной базой, структурой военных сил и социально-экономическими условиями. Несмотря на существующие вызовы, предпринимаемые меры направлены на повышение эффективности и прозрачности данного процесса.
Эффективное улучшение социальной защиты военнослужащих и их семей требует комплексного подхода, включающего как государственные меры, так и участие общества и частного сектора. Важно учитывать специфические потребности военной службы и создавать условия, способствующие благополучию и стабильности тех, кто защищает государство.
Реализация социальных обеспечительных мер поможет повысить качество жизни военнослужащих, укрепить моральный дух Вооружённых сил и создать устойчивую систему поддержки для их семей, что в конечном итоге положительно скажется на национальной безопасности и социальной стабильности Республики Казахстан.
Рахметова Зарина Жайлауовна
Судья Военного суда
Алматинского гарнизона