Дорожной картой между Агентством по противодействию коррупции, Министерством индустрии и инфраструктурного развития и АО «НК «КТЖ» предусмотрены такие кардинальные изменения, как внедрение новой информационной системы продажи билетов по пассажирским железнодорожным перевозкам взамен устаревшей программы.
Принято решение о внедрении программы, с включением современных методов контроля и ограничения злоупотреблений и незаконной реализации билетов и посадке пассажиров в поезд. Переход на новый программный продукт предусмотрен с 1 июля текущего года.
По словам представителей Агентства по противодействия коррупции такое решение принято вследствие того, что постоянный контроль и борьба с перекупщиками на местах не устраняет человеческий фактор.
«Нами на постоянной основе проводятся рейдовые мероприятия на ж/д вокзалах и поездах, в том числе и с активным привлечением общественности. С сентября месяца 2018 года проведено около 360 выездов по всем направлениям, выявлено 362 факта безбилетного проезда и 35 фактов неофомленного грузобагажа.
К сожалению, несмотря на постоянный контроль факты отсутствия надлежащего контроля со стороны уполномоченных органов и национального перевозчика все же прослеживаются, то есть имеется человеческий фактор.
Если привести один из последних примеров, Департаментом Агентства по Атырауской области в результате рейдовых мероприятий выявлен перевоз неоплаченных 125 мест или 2210 кг груза.
Или в Карагандинской области сотруднику Агентства удалось уехать в Алмату несмотря на отсутсвие билетов в кассе путем подкупа сотрудника поезда.
Поэтому мы решили пойти путем автоматизации и цифровизации процессов пассажирских перевозок. Для исключения человеческого фактора будем внедрять систему посадки в поезд только при наличии документа удостоверяющего личность, планируется оснастить сотрудников поездов устройствами для считки документов и фиксации в общей системе» — сообщает руководитель Проектного офиса «Адал Жол» Исламбек Майшекин.
Вместе с тем, представитель разработчика программы ТОО «Инстант Пэйментс» заявил, что преимуществами разработки являются блокировка механизма «Ловли мест». Таким механизмом пользуются недобросовестные кассиры при возврате билетов с целью его переоформления на другое лицо по искусственно завышенной цене.
«Важно, чтобы каждый пассажир имел равный доступ к предоставляемым местам, вне зависимости от места приобретения данного билета. В доработанной системе существует функционал, который не позволяет «ловить места». Система блокирует терминал и выставляет штрафные санкции при отправлении больше 5 однородных запросов в короткий промежуток времени» — сказал заместитель исполнительного директора ТОО «Инстант Пэйментс» Андрей .
Также будет закрыта возможность для перепродажи перекупщиками большого количества билетов, купленных для организованных групп пассажиров. Если ранее один человек мог выкупить до 40 билетов с возможностью замены списка ФИО и перепродаже их по более высокой цене, то теперь будет запрещена замена свыше 10% ФИО от первоначальной заявки, а билеты будут оформляться отдельно на каждого пассажира при наличии документа удостоверяющего личность. При этом, лицо, подавшее заявку, будет обязано выкупить билеты в течение 3 рабочих дней.
Автоматизация коснется также и сайта по продаже билетов, рарабатывается и мобильное приложение для удобства граждан. Вместе с тем, в рамках Дорожной карты вводится электронное тестирования при приеме на работу в АО «Пассажирские перевозки» на базе АО «Национальный центр по управлению персоналом государственной службы».
По словам директора Департамента АО «Пассажирские перевозки» положительная динамика от совместной работы заинтересованных сторон имеется — «за 3 месяца 2019 года в сравнении с аналогичным периодом 2018 года идет снижение выявляемости провоза неоформленных лиц на 71,6%, провоза неоформленного грузобагажа на 92,2%» — сообщил Алибек Султанов.
Пресс-служба
АДГСПК РК