Качество — показатель развития государственных услуг

Государственная услуга является одной важнейших показателей оценки роли государства в жизни народа. Практически каждый гражданин с самого начала и в течение всей жизни постоянно контактирует с государством посредством института государственных услуг. Данная функция является не только одним из пунктов перечня функций государства, а так же немаловажным аспектом построения отношений государства с гражданами. Поэтому с развитием муниципалитетов должны создаваться и функционировать более понятные и открытые механизмы участия населения в решении насущных вопросов и проблем. Ведь одним из важнейших показателей уровня жизни выступает степень удовлетворенности населения качеством и доступностью услуг, оказываемых государством.
На сегодняшний день в Казахстане оказывается 746 видов государственных услуг. Общественные отношения в сфере оказания государственных услуг регулируются Законом Республики Казахстан «О государственных услугах» (далее – Закон). Согласно статье 4 Закона, услугополучатели имеют право получать государственную услугу в соответствии со стандартом государственной услуги, а услугодатели обязаны оказывать государственные услуги в соответствии со стандартами и регламентами государственных услуг. Стандарты и регламент оказания государственных услуг в сфере регулирования естественных монополий определены Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 245 «Об утверждении стандартов государственных услуг в сфере регулирования естественных монополий» (далее — Стандарты) и Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 апреля 2015 года № 362 «Об утверждении Регламентов государственных услуг в сфере регулирования естественных монополий» (далее – Регламент).
В соответствии со Стандартами Департамент оказывает следующие государственные услуги :

  • «Выдача лицензии на деятельность по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения»;
  • «Выдача согласия на совершение сделок с имуществом субъекта естественной монополии, если балансовая стоимость имущества, в отношении которого совершается сделка, учтенная в бухгалтерском балансе на начало текущего года, превышает 0,05 процентов от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего года»;
  • «Выдача согласия на совершение найма субъектом естественной монополии имущества, используемого для предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), балансовая стоимость которого, учтенная в бухгалтерском балансе, превышает 0,05 процентов от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего года»;
  • «Выдача согласия на реорганизацию и ликвидацию субъектов естественных монополий»;
  • «Включение и исключение из Государственного регистра субъектов естественных монополий».
    Департаментом все государственные услуги оказываются в электронном виде. Ведь совершенствование сферы оказания государственных услуг так же является одним из приоритетных направлений в реализации антикоррупционной политики государства. В своем Послании народу Казахстана от 05 октября 2018 года Первый Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев указал, что в целях дальнейшего продолжения активной борьбы с коррупцией следует добиваться снижения прямых контактов госслужащих с населением в рамках предоставляемых государственных услуг. Ввиду этого сегодня функционирует портал «электронного правительства», в рамках реализации 100 шага Плана нации создана Государственная корпорация «Правительство для граждан» как единый провайдер оказания всех услуг в одном месте, имеется вся нормативная правовая база, регламентирующая порядок оказания государственных услуг, проводится поэтапная работа по расширению Реестра, оптимизация и последующая автоматизация государственных услуг.
    В на базе электронного правительства разработан портал электронного лицензирования. Для получения вышеуказанных услуг в сфере регулирования естественных монополий услугополучателю необходимо подать заявление с прилагающимся пакетом документов через личный кабинет на портале электронного лицензирования http://elicense.kz. Информационная система «Государственная база «Е-лицензирование» создана с целью автоматизации процессов лицензирования, разрешительных документов и обеспечения эффективного, прозрачного механизма информационного взаимодействия между государственными органами – лицензиарами и бизнес — сообществом Республики Казахстан. Система реализована в рамках Программы формирования и развития «электронного правительства» в Республике Казахстан, и Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы. Наряду с этим услугополучатель может воспользоваться альтернативным вариантом получения данных услуг путем подачи документов через Государственную корпорацию.
    В дополнение надо отметить, что на сегодня осуществляется масштабная деятельность в реализации проектов государственной программы, сопряженных с анализом «больших данных» и использованием искусственного интеллекта — «Цифровой Казахстан». «Необходимо все процессы, которые сегодня, в той или иной степени, являются барьерами, исключить, сделать их автоматизированными. Граждане должны без каких-либо проблем получать качественные государственные услуги в автоматическом режиме», — подчеркнул Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев. В целом в 2019 году 80%, а в 2020 году не менее 90% государственных услуг планируется перевести в электронный формат.
    На основании вышеизложенного хочется сказать, что впервые государственные органы начинают функционировать на основе принципов: сотрудничество и партнерство, подотчетность и прозрачность, вовлечение граждан, клиентоориентированность, высокий профессионализм в оказании государственных услуг. В Казахстане на настоящий момент достигнуты определенные успехи в реформировании сферы оказания государственных услуг. Министерством экономики и бюджетного планирования в рамках совместного проекта с Программой развития ООН в Казахстане издана книга «Государственные услуги в Казахстане: дорога в будущее», которая является первой отечественной монографией, посвященной вопросам оказания государственных услуг.
    Сегодня государственный служащий новой формации при оказании государственной услуги это одновременно, как человек открытый в помощи, и как специалист закрытый на допущение коррупционных рисков.
    Как отметил Елбасы Нурсултан Назарбаев Абишевич: ««Качество» должно стать новым стилем жизни государственного служащего, а самосовершенствование – его главным принципом», так и оказание государственной услуги в совокупности должно быть олицетворением качества.

Китибаева А.Д.
Главный специалист отдела
контроля за соблюдением
законодательства и исковой
работы Департамента КРЕМЗКиПП
по городу Нур-Султан