Порядок рассмотрения налоговых споров

В силу требований ч.1 ст.292 Гражданского процессуального кодекса (далее — ГПК) гражданин и юридическое лицо вправе оспорить решение, действия (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего в суде.
Согласно ч.1 ст.293 ГПК к решениям, действиям (бездействию) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц, государственных служащих, подлежащим судебному оспариванию, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
1) нарушены права и свободы гражданина и законные интересы юридического лица;
2) созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, а также юридическим лицом законных интересов;
3) на гражданина или юридическое лицо незаконно наложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч.1 ст.227 ГПК РК суд, признав обоснованным заявление о незаконности действий (бездействий) и решений государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих, выносит решение об удовлетворении заявления.
В силу требований пункта 2 статьи 227 ГПК суд отказывает в удовлетворении заявления, если при его рассмотрении установит, что оспариваемое действие (бездействие) совершено, решение принято в соответствии с компетенцией и законодательством Республики Казахстан.
В судебном практике возникает немало споров между бизнесс сообществами и государственными учреждения, большая часть из которых приходится, в том числе и на обжалование действий органов государственных доходов.
В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса налогоплательщик обязан исполнять налоговое обязательство, налоговый агент – исчислять, удерживать и перечислять налоги в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан в полном объеме и в установленные сроки.
Государство в лице налогового органа имеет право требовать от налогоплательщика (налогового агента) исполнения его налогового обязательства в полном объеме, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства применять способы по его обеспечению и меры принудительного исполнения в порядке, определенном настоящим Кодексом.
При этом необходимо различать правоотношения, возникающие между государственными органами и предпринимательством от гражданских правоотношений. Об этом отличии, указано в п.4 ст.1 ГК РК, в которой установлено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим бюджетным отношениям, гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
Указанные отношения регулируются Конституцией Республики Казахстан, Налоговым Кодексом Республики Казахстан, а также иными актами налогового законодательства Республики Казахстан и другими источниками действующего права Республики Казахстан.

Давлетова А.А.
Судья СМЭС ЗКО