Вопросы здравоохранения по городу Нур-Султан

Вопросы здравоохранения по городу Нур-Султан

Противодействие коррупционным проявлениям в столице Казахстана, г.Нур-Султан, особенно, в сфере здравоохранения – является важной стратегической задачей государства. Именно эти вопросы были 24 октября на заседании Общественного Совета по противодействию коррупции при филиале партии «Nur Оtan» г.Нур-Султан. Все члены Совета – это представители гражданского общества). Общественный Совет по противодействию коррупции является консультативно – совещательным органом для эффективного противодействия коррупции, устранения причин и условий ее порождающих. Совет был образован из активных представителей гражданского общества, НПО, СМИ, гражданских активистов, блогеров, молодежи, женских организаций и т.д. И не обязательно быть членом партии. Совет образуется в целях превентивной борьбы с коррупции, пресечения нарушений антикоррупционного законодательства, пропаганды принципов добропорядочности, нравственности, справедливости, прав человека, совершенствования государственной политики по противодействию коррупции в органах государственной власти, местного государственного управления и самоуправления, злоупотреблений и пересечения правонарушений с использованием должностного положения, формирования в обществе правовой культуры, нетерпимого отношения к коррупционным действиям, подрывающим безопасность страны.
Основными принципами деятельности Совета являются открытость, прозрачность, законность, коллегиальность, системность.
На совете выступила руководитель управления общественного здравоохранения г.Нур-Султан Сауле Кисикова. Она практически остановилась на всех актуальных проблемах в системе здравоохранения. От сложных вопросов не уходила. Внимательно выслушала все вопросы. Подробно и конструктивно на них ответила. Учла все предложения. Как внедрен единый «бренд бук» позволяющий повысить качество предоставления медицинских услуг населению. Налажена ли работа по оцифровке бизнесс-процессов- на листы о временной нетрудоспособности нанесены штрихкода позволяющие работодателю проверить подлинность больничных листов. На всех ли кабинетах врачей в поликлиниках установлены цифровые информационные QRкода, благодаря которым посетители могут узнать всю необходимую информацию, а также оставить комментарий после посещения. Какие проблемы по оцифровке платных услуг предоставляемых поликлиниками. Будет ли исключен теневой оборот незаконного изготовления справок? Как работает интерактивная карта открытых бюджетов, позволяющая оперативно реагировать на очаги социального напряжения. Отражены ли все средства выделяемые на содержание объектов находящихся в ведении государственных органов, а население имеет возможность задать вопрос уполномоченному органу в том числе и по освоению указанных средств. Почему информация изложенная на данном инструменте не читабельна и непонятна населению? Почему не проводятся Управлением здравоохранения внутренний анализ коррупционных рисков? Эти и другие актуальные вопросы были всесторонне обсуждены на Общественном совете.
Из выступления Марата Хайруллина – исполняющего обязанности руководителя управления добропорядочности и противодействию коррупции Департамента Агентства по противодействию коррупции по городу Нур-Султан:
«Структура вновь преобразованного Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции включает в себя функции по профилактике, предупреждению, раскрытию и расследованию дел о коррупционных правонарушениях. При этом, роль превенции определяет основные направления деятельности ведомства в борьбе с коррупцией. В данном направлении, Антикоррупционной службой проводится системная работа включающая в себя деятельность по проведению внешнего анализа коррупционных рисков и антикоррупционного мониторинга.
Вместе с тем, в целях исключения коррупционных рисков в деятельности государственных органов и повышения качества предоставления услуг населению, с 7 февраля прошлого года реализуется Проект «Астана – адалдык аланы».
Так, за период функционирования Проекта проведена объемная работа в сфере здравоохранения, в результате которой во всех поликлиниках столицы внедрен единый «бренд бук» позволяющий повысить качество предоставления медицинских услуг населению. Ярким примером, можно отметить поликлинику №10.
Также, налажена работа по оцифровке бизнесс-процессов- на листы о временной нетрудоспособности нанесены штрихкода позволяющие работодателю проверить подлинность больничных листов. На всех кабинетах врачей в поликлиниках установлены цифровые информационные QRкода, благодаря которым посетители могут узнать всю необходимую информацию, а также оставить комментарий после посещения.
Вместе с тем, согласно поручения Президента РК К.К. Токаева, необходимо повысить заработные платы работникам сфера здравоохранения.
В данном направлении, Антикоррупциооной службой даны рекомендации по оцифровке платных услуг предоставляемых поликлиниками. Полагаем, что указанные меры позволят увеличить доходную часть медицинских организаций и исключит теневой оборот незаконного изготовления справок №083,086 и других.
Вместе с тем, в целях вовлечения общества в профилактику и противодействие коррупции в деятельность местных исполнительных органов внедрена интерактивная карта открытых бюджетов, позволяющая оперативно реагировать на очаги социального напряжения. На данном инструменте отражены все средства выделяемые на содержание объектов находящихся в ведении государственных органов, а население имеет возможность задать вопрос уполномоченному органу в том числе и по освоению указанных средств. Необходимо отметить, что управлением здравоохранения данная работа поставлена на низком уровне, а информация изложенная на данном инструменте не читабельна и непонятна населению.
К примеру, сотрудниками департамента проведен мониторинг работы аптек столицы на момент продажи лекарственных средств выделяемых в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, в результате которого установлены такие дорогостоящие препараты как Альбумин стоимость которого составляет более 30 тыс. тенге и Меронем со стоимостью 93 тыс. тенге.
Данные факты позволяют судить о повышенной потребности данных препаратов среди населения, в то время как согласно представленных данных на Интерактивной карте, все перечисленные лекарства закупаются учреждениями здравоохранения и назначаются на бесплатной основе.
Помимо этого, Управлением здравоохранения не проводится внутренний анализ коррупционных рисков, а также отсутствует план противодействия коррупции, что обуславливает низкую работу уполномоченного органа в данном направлении.
На основании изложенного, пользуясь случаем, руководству управления здравоохранения рекомендуем обратить внимание на все причисленные недочеты.» На все эти вопросы руководитель управления общественного здравоохранения Сауле Кисикова ответила.
Выступил заместитель председателя филиала партии «Nur Otan» г.Нур-Султан Ерлан Каналимов, который отметил, что в с связи с реализацией партийных программ идет активная работа по «перезагрузке», по сотрудничеству с гражданским обществом, работа, направленная на прозрачность и открытость, выявление наболевших проблем и конструктивных путей ее решения. Противодействие коррупции во всех сферах общественной жизни является – лозунгом сегодняшнего дня.
Охват медицинской помощью населения в системе ОСМС прогнозируется на уровне более 95% в целом по стране (рекомендованный пороговый уровень для внедрения ОСМС составляет не менее 80%). По г.Нур-Султан охват составил 95%, «условно незастрахованными» числятся 5% населения города.
С 1 января 2018 года из 130 тыс человек актуализирован статус 86 тыс. жителей столицы. Однако, на сегодняшний день все еще не актуализирован статус порядка 44 тыс граждан. Здесь важно отметить, что до конца года нам необходимо завершить работу по актуализации статуса данных граждан. Для оценки возможности получения медпомощи, проведен анализ частоты осуществления взносов и отчислений (регулярности платежей), который показал следующее. Всего по стране наемных работников, уплативших отчисления за последние 12 месяцев – 5,5 млн человек, при этом, число уплативших отчисления за последние 3 месяца – 4,4 млн человек. Таким образом имеются риски «выпадения» порядка 1,1 млн наемных работников по стране из системы ОСМС ввиду непостоянной уплаты отчислений. По г. Нур-Султан количество таких «выпадающих» работников составляет 117 тыс человек, или 21,8% от количества всего уплативших за последний год. С учетом внедрения ОСМС в совокупности бюджет здравоохранения в 2020 году по стране составит 1 561,4 млрд тенге, в том числе 573 млрд тенге – поступления в ОСМС. В целом общий объем финансирования увеличится на 52% от уровня 2019 года. По г. Нур-Султан в 2020 году планируется финансирование в объеме 137,7 млрд тенге, что выше бюджета 2019 года в 1,4 раза. В том числе в рамках ГОМБП – 78,97 млрд тенге, ОСМС – 58,73 млрд тенге. Имеем Базу потенциальных поставщиков. В ней зарегистрированы по стране порядка 2 000 медицинских организаций, желающих оказывать услуги в рамках ГОБМП и ОСМС, из них 60% — частные. По г.Нур-Султан в базе данных зарегистрированы 162 субъекта здравоохранения. Филиалом г.Нур-Султан в рамках ГОБМП на 2019 год заключены договора со 106 поставщиками, в т.ч. государственные — 35 (33%), частные — 71 (67%). Важным условием успешного функционирования системы ОСМС будет корректная и оперативная идентификация застрахованных граждан. Ведение учета потребителей медицинских услуг (застрахованных) реализовано в информационной системе Фонда «Saqtandyrý», которая дает возможность определять статус застрахованности в режиме «онлайн».
Из 106 действующих поставщиков Фонда:

  • 30 организаций не внедрили МИС (при этом указанные поставщики, у которых отсутствует МИС, в большинстве своем оказывают услуги страционарозамещающей помощи в 2019 году. Однако при желании участвовать в оказании других видов услуг им потребуется внедрение МИС с 2020 года); — 6 организаций внедрили МИС, но не интегрированы с ИС Министерства здравоохранения; — 13 организаций внедрили МИС, но не интегрированы с ИС «Saqtandyrý», а также не доработали МИС под требования разделения пакетов ГОБМП / ОСМС.
    В случае отсутствия у медицинских организаций МИС, соответствующих требованиям, возникает риск отказа в заключении Фондом договоров с такими поставщиками с 2020 года. При этом, в текущем году данный фактор негативно сказывается на возможности Фонда в проведении оплаты оказанных услуг.
    Эти и другие вопросы также были конструктивно обсуждены на заседании Общественного совета по противодействию коррупции и даны соответствующие рекомендации. Кроме того выступили руководитель департамента Антикоррупционной службы по городу Нур-Султан Нурлан Кыдырбаев, члены ОСПК- Жамаладин Ибрагимов; Камалиден Жакпааров, Баян Ахметжанова, Мадина Ажикенова, Шахим Насибов, Азамат Каппас, Владимир Савкин,, а также приглашенные лица — Каршыга Кулмуханов; партийный куратор — руководитель комиссии «Здравоохранение», главный врач «Поликлиника №5» г. Нур-Султан, депутат маслихата Алтыншаш Табулдина; ответственная за комиссию «Здравоохранение», первый заместитель председателя филиала «Өркениет» Мария Утебаева и другие.

Справочно:
Состав Общественного совета по противодействию коррупции при филиале партии «Nur Otan» г.Нур-Султан. Председатель совета – Марат Башимов, Главный редактор газеты «Человек и закон», доктор юридических наук, профессор, директор экспертного Института европейского права и прав человека, член Комиссии по правам человека при Президенте РК; Ирак Еликеев – общественный деятель; Жамаладин Ибрагимов – декан юридического факультета ЕНУ им. Л.Гумилева; Фарангиз Ахметова, представитель узбекского культурного центра; Камалиден Жакпааров – главный специалист управления профилактики Департамента ПК РК по г.Нур-Султан; Илья Мещеряков – депутат маслихата столицы; Баян Ахметжанова — Председатель ОЮЛ «Форум НПО Астаны»; Мадина Ажикенова – председатель ППО «Рухани»; Бақдаулет Жанділдаев — Председатель филиала МК «Жас Отан»; Шахим Насибов – гендиректор ТОО «Астана Нур Дастур»; Акжунус Уразалина – директор РГП «Алмас»; Азамат Каппас — Директор ТОО «Dom Invest», блогер; Ерсани Галеев — Советник Президента ОБФ «Содружество»; Владимир Савкин — председатель ОО «Гильдия изобретательских, инженерных и научных предприятий».

Ашимов А.