На пути к совершенствованию системы лекарственного обеспечения: краткосрочные затруднения во благо долгосрочного расширения доступности лекарственных средств населению

В последнее время в Казахстане усиливаются меры государственного регулирования системы лекарственного обеспечения. Внедрены предельные размеры цен, выше которых ни одна аптечная организация не может отпускать лекарства населению. Усилены требования к системам обеспечения качества лекарств путем применения стандартов, гармонизированных с международными. Эти меры, кажущиеся на первый взгляд «жесткими» для предпринимательства, на самом деле направлены на обеспечение доступности лекарств для населения, сдерживания бесконтрольного роста цен в случае инфляционных изменений, снижения теневой экономики и обеспечения гарантии поступления на рынок качественных и безопасных лекарственных средств через добросовестные каналы поставки. Ужесточение условий обращения лекарств на рынке ожидаемо сталкивается с волной негатива со стороны участников рынка, не желающих работать в условиях системы открытой конкуренции.
Рост расходов на систему здравоохранения, обусловленный ростом населения и средней продолжительности жизни, увеличением ожиданий пациентов и постоянным удорожанием медицинских технологий требует принятия механизмов сдерживания увеличения цен на лекарства и их рационального применения. В качестве таких механизмов в 2019 году нормативно закреплено регулирование цен лекарственных средств в коммерческом сегменте рынка через централизованное установление государственным органом предельных размеров оптовых и розничных цен, а также предусмотрены административные меры в отношении субъектов фармацевтического рынка, в случае превышения предельных размеров цен. Также предусмотрен контроль со стороны общества через применение мобильного приложения dari.kz, с помощью которого население может отслеживать стоимость отпускаемых аптекой лекарств.
Для установления предельных размеров цен, экспертная организация Министерства здравоохранения проводит анализ стоимости лекарств как на территории страны, так и за ее пределами. В различных формах меры по регулированию цен лекарственных средств применяются в зарубежных странах, и недавно начали внедряться в странах ЕАЭС, что свидетельствует о масштабе проблем, связанных с ростом расходов на систему здравоохранения в целом. Следует понимать, что этот процесс является трудоемким и требует применения различных сочетаний нормативного регулирования и стимулов, с учетом региональных особенностей рынка, так как возникает необходимость поддержания привлекательности Казахстана для поставщиков лекарств в условиях обеспечения экономической и физической доступности продукции для потребителя.
В настоящее время фармрынок Казахстана находится в положении перехода к единым требованиям к регулированию обращения лекарств согласно актам ЕАЭС с 2025 года, а медицинских изделий – с 2021 года. В связи с этим усиливаются требования к системам обеспечения качества выпускаемых товаров и оказываемых услуг.
Ключевую роль в отношении охраны здоровья граждан от потребления некачественной или контрафактной медицинской продукции играет Комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения и его территориальные филиалы. Значимую роль также играет система фармацевтического инспектората и экспертная организация РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий». Министерством на постоянной основе ведется работа по повышению потенциала как экспертной организации, так и расширению круга сторон, принимающих активное участие в обеспечении качества. Можно привести пример созданного на базе Назарбаев Университета Центра лабораторных испытаний, представляющего собой современную конкурентную лабораторию, соответствующую международным стандартам и призванную стать одним из экспертных лидеров на территории ЕАЭС.
Полный переход фармацевтических организаций страны к функционированию согласно международно-признанным стандартам надлежащих фармацевтических практик GxP к 2023 году также направлен на обеспечение качественного лекарственного обслуживания населения, что является мощным стимулом к ресурсоемким преобразованиям для всех участников фармрынка.
Таким образом, решения принимаемые и кажущиеся болезненными сегодня, нацелены на стратегическое усиление фармацевтического рынка и в первую очередь на обеспечение качества и доступности лекарств для населения.

Надежда Петухова
Председатель Правления ОЮЛ » Евразийская медицинская ассоциация»