Ювелирная работа челюстно-лицевых хирургов

Травмы, согласно клинико-статистическим исследованиям, занимают первые строчки рейтинга причин того, почему люди попадают в стационар. Сюда относится и челюстно-лицевой травматизм. В числе тех, кто чаще всего попадает в отделения ЧЛХ на стационарное лечение, это – пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях, участники драк, спортсмены, в частности, боксеры. Не трудно догадаться, что в большинстве, обращающиеся – мужчины. Врачам в этой области медицины порой приходится выполнять ювелирную работу, чтобы придать лицу пациента прежний вид. О том, чтобы узнать, как работает служба ЧЛХ, какие материалы используются, к примеру, для восстановления или замещения костной ткани и другого, мы рассмотрели опыт деятельности больниц и клиник города Нур-Султана.
Челюстно-лицевая хирургия один из немногих видов сложнейших хирургических вмешательств. «Область» ее деятельности сконцентрирована в зоне лица, где расположены жизненно важные органы (головной мозг, внутренняя сонная артерия, ствол лицевого нерва и другое), а это значит, что от опыта специалиста зависит многое. Для полноценной работы челюстно-лицевой хирург должен быть общим хирургом со знаниями и навыками стоматолога, травматолога, пластического хирурга, ЛОРа, офтальмолога, нейрохирурга. Пожалуй, именно челюстно-лицевые хирурги чаще других говорят о командном подходе и приглашают на операции хирургов смежных специальностей. Следовательно, челюстно-лицевая хирургия – раздел хирургии и стоматологии, направленный на лечение воспалительных заболеваний мягких и твердых тканей лица и шеи, травм мягких тканей и костей челюстно-лицевой области и их осложнений и т.д.
По мнению отечественных ученых, история развития хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии в Казахстане неразрывно связана с историей развития не только стоматологии, но и общей хирургии, основанной на оперативных вмешательствах на лице и шеи. За годы развития ЧЛХ и стоматологии в стране внедрены новые трансплантационные материалы на основе брефокости, гидроксилапатита и деминерализованной кости. Тем не менее, каждый год профессионалы в этой отрасли прибегают все к улучшенным или абсолютно новым разработкам и технологиям. Радует, что отечественные специалисты совершают прорывные скачки, внедряют уникальные методы. Например, в начале текущего года хирурги вживили пациенту титановый имплантат. Пять часов потребовалась нашим врачам, чтобы подарить молодому человеку долгожданную возможность нормально говорить, питаться и улыбаться. 14 лет назад житель Туркестанской области попал в ДТП. В числе полученных травм – перелом челюсти. Тогда еще маленькому пациенту врачи провели шинирование. Как вспоминает уже повзрослевший юноша, из-за проведенной процедуры он не мог открывать рот, хорошо кушать. Как результат, сильно похудел. Прежде чем вернуться к полноценной жизни, молодой человек перенес несколько операций. Последнюю ему провели в Национальном научном центре материнства и детства в городе Нур-Султане. Челюстно-лицевой хирург, который проводил оперативное вмешательство, специально съездил в Москву на обучение. Там же в России казахстанские специалисты заказали у коллег 3D-стереолитографическую модель черепа в натуральную величину и индивидуальный титановый имплантат. Операция прошла успешно. Наравне с этим радует и другое, что теперь для проведения того или иного вида хирургического вмешательства казахстанцам не нужно ехать за рубеж. Отечественные специалисты научились проводить манипуляции не хуже иностранных коллег.
Как отмечают челюстно-лицевые хирурги, среди их пациентов не только люди с переломами челюстей или те, кто попадает в аварии, но и с доброкачественными и злокачественными новообразованиями челюстно-лицевой области, врожденных и приобретенных дефектов лица и шеи. В структуре патологий также гнойно-воспалительные заболевания челюстно-лицевой области (абсцессы, флегмоны, остеомиелит, фурункулы, воспалительные заболевания слюнных желез и т.д.). К организациям здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь населению с хирургическими заболеваниями челюстно-лицевой области, относятся лечебно-профилактические организации, имеющие лицензию на оказание консультативно-диагностической, стационарной, стационарно-замещающей помощей, восстановительного лечения и медицинской реабилитации по специальности челюстно-лицевая хирургия (взрослая и детская). К примеру, в отделении ЧЛХ ГКП на ПХВ «Городская многопрофильная больница №2» мощностью 20 койко-мест оказывают круглосуточную экстренную специализированную помощь больным с воспалительными заболеваниями и травмами челюстно-лицевой области. Следует отметить, что в этой больнице внедрена 3Н-система, то есть всех обратившихся разделяют на три потока – красный, желтый и зеленый. Под первый попадают экстренные больные, в жизнеугрожающем состоянии. Например, это те, кто попал в ДТП, или больные с инфарктом или инсультом. В желтом потоке те, кто не нуждается в оперативной помощи медиков. Для таких пациентов работают отдельные кабинеты, где они могут сдать необходимые анализы. В третьей, зеленой зоне, обратившегося также обследуют, осмотрят, но все это с учетом электронной регистрации больных. Если вернуться к области ЧЛХ, то здесь в плановом порядке проводят операции пациентам, у которых, например, опухоль мягких тканей челюстно-лицевой области, при гайморотомии (при одонтогенных гайморитах при перфорации дна гайморовой пазухи). Также здесь специалисты удаляют кисты и опухоли слюнных желез, костей лицевого скелета и другое. При наличии показаний проводится оперативное лечение с применением минипластин и фиксаторов с памятью формы из сплавов титана. Учитывая, что среди травм лицевого скелета, переломы нижней челюсти встречаются чаще всего, наиболее оптимальный вариант остеосинтеза (соединения) – имплантаты из сплава с памятью формы. Использование фиксаторов из никелида титана с эффектом памяти формы для остеосинтеза при переломах позволяет сохранить функцию нижней челюсти. Применение временных эндопротезов, фиксаторов, направленная регенерация костной ткани с помощью защитных мембран, – это лишь малая часть того, к чему прибегают социалисты в своей области.
Постоянный поиск новых технологий и методов, совершенствование существующих протоколов ведется и в области детской челюстно-лицевой хирургии, которая призвана решать важные задачи современной отечественной медицины. По мнению экспертов, ее по праву можно назвать многопрофильной. Как отмечал в своей работе известный казахстанский челюстно-лицевой хирург Серик Нурмаганов, особенности растущего детского организма, последствия перенесенных воспалительных процессов, травм, послеоперационные, врожденные и приобретенные дефекты и деформации представляют сложную проблему восстановительной хирургии по сравнению с таковой у взрослого населения.
«Травмы челюстно-лицевой области у детей являются одним из наиболее сложных разделов детской хирургии. Посттравматические дефекты тканей, рубцовые изменения, дефицит тканей создают дополнительные трудности в лечении таких детей. Использование современных методов и материалов позволило нам добиться определенных результатов в нашей работе. При дефектах мягких тканей мы используем тканевые эспандеры для увеличения объема тканей прилегающих к дефекту областей. По разработанным нами методикам в клинике детской челюстно-лицевой хирургии у детей и подростков с различными врожденными и приобретенными дефектами и деформациями челюстно-лицевой области проведены реконструктивно-восстановительных операции. Получены удовлетворительные и хорошие результаты, подтверждающие конкурентоспособность разработанных методов операций», – отмечает Серик Нурмаганов.
Ведущее место в детской челюстно-лицевой хирургии занимают как врожденная, так и приобретенная патологии. Например, к первой относится расщелина верхней губы и неба, возникающая в результате несрастания верхнечелюстных и медиальных носовых отростков. По данным Всемирной организации здравоохранения, такие случаи встречаются нередко и по частоте занимают лидирующие места среди врожденных пороков развития человека.
В Казахстане с такими дефектами рождаются тысячи новорожденных. Детям с этой патологией вот уже на протяжении нескольких лет помогают в столичном Национальном научном центре материнства и детства. Как отмечают местные врачи, у ребенка с расщелиной верхней губы и неба с первых дней жизни нарушается функция дыхания, сосания и глотания. Именно поэтому специалисты стараются оперировать таких пациентов в течение первых часов, нескольких дней или месяцев после появления их на свет (если нет противопоказаний, связанными с развитием или другими органами). Основной и эффективный способ лечения – хейлопластика методом Millard, позволяющая восстановить все элементы верхней губы, исправить положение оснований крыла и носовой перегородки и получить малозаметный рубец.
Кстати, отделение детской челюстно-лицевой хирургии на 30 коек есть и на базе ГКП на ПХВ «Городская многопрофильная больница №2». Здесь специалисты оказывают маленьким пациентам круглосуточную помощь. В силу важности сохранения после проведенного лечения внешней эстетики, в челюстно-лицевой хирургии используются малотравматичные и внутри ротовые оперативные доступы, которые не оставляют шрамов, либо рубцы едва заметны. Вообще, данное медицинское учреждение – это городской многопрофильный стационар на 600 коек, оказывающий широкий спектр специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи, прием пациентов проводится как в экстренном режиме, так и по принципу свободного выбора пациента. Преимуществом стационара является его многопрофильность, когда в едином больничном комплексе сосредоточены специалисты разного профиля, тесно взаимодействующие между собой в достижении главной цели: быстрой оперативной диагностики и принятия оптимального решения. Как отмечают в медучреждении, современные оборудование, инструменты и материалы предоставляют максимальный комфорт для пациента в течение всего срока и позволяют вернуть его к эстетичному внешнему виду, привычной жизни.
Качество лечения и результаты оказания медицинской помощи (будь то челюстно-лицевая хирургия, стоматология, гинекология и т.д.) во многом зависят от квалификации врачей, их знаний этапов лечебно-диагностического процесса, профессиональных навыков, материально-технического оснащения как отдельно взятого отделения, так и всей медицинской организации в целом взятой. Немаловажное значением имеют и менеджмент, совершенствование медицинского образования в подготовке специалистов ЧЛХ, научно-исследовательская деятельность, современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных, разработки собственных «ноу-хау» в этой области.
Кстати говоря, о менеджменте и оснащенности медицинского учреждения, то в столичной многопрофильной больнице №2, согласно информации городского акимата, намерены построить переход между двумя зданиями клиники, закупить компьютерную томографию и увеличить количество парковочных мест. «Планируется, что в так называемом переходе будет приемная с комплексно-диагностическим отделением. Переход позволит врачам и пациентам переходить в другое отделение без выхода на улицу, что, несомненно, облегчит работу врачей и создаст более комфортные условия для пациентов. Аким столицы Кульгинов А.С. поручил разработать проектно-сметную документацию, поднятые вопросы взяты в работу», – говорится на сайте astana.gov.kz. Добавим, что сотрудники ГКП на ПХВ «Городская многопрофильная больница №2» активно участвуют в реализации программ развития и модернизации здравоохранения, в рамках которых ведется тщательная работа над повышением качества оказываемой медицинской помощи, совершенствуется материально-техническая база, и создаются лучшие условия для пребывания пациентов. Ведь основные ценности этого медучреждения кроются в непрерывном поиске и внедрении международных стандартов качества, инновационных методов диагностики и лечения, совершенствовании и личностном развитии специалистов, командном менеджменте, позитивном настрое, сплоченности и взаимном уважении.

Оркушпаева Н.