Медицинское образование: ключевое слово — качество

Глава государства говорит об изменении роли образования, которое должно занимать центральное звено в новой модели экономического роста.
Одно из приоритетных направлений, обозначенных в Послании народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев указал на повышение качества высшего образования, соответствия его высоким международным требованиям. В этой связи, в настоящее время образование, в том числе и медицинское, ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство.
Тенденции развития медицинского образования в Казахстане обозначены в Государственной программе развития здравоохранения «Денсаулық» на 2016-2019 годы и Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы.
К основным направлениям относятся повышение качества подготовки специалистов, обеспечение новых направлений подготовки, инновационное развитие, интеграция с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, тесная связь вузовских исследований с потребностями общества на основе расширения образовательных и информационных технологий.
В соответствии с принципами Болонского процесса в медицинских вузах ведется трехуровневая подготовка кадров.
Совершенствование программ медицинского образования базируется на профессиональных стандартах, разработанных совместно с организациями практического здравоохранения, ассоциациями врачей и научных организаций. Образовательные программы направлены на развитие критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации, формированию IT-знаний, к поэтапному переходу на трехъязычное образование и воспитанию патриотизма молодежи.
На современном этапе перед медицинскими вузами Казахстана стоит задача не только обеспечить здравоохранение высококвалифицированными кадрами, но и повысить конкурентоспособность будущих специалистов на мировом рынке труда.
В рамках модернизации медицинского образования ведется активная работа по стратегическому партнерству с ведущими зарубежными учебными заведениями.
Стратегическим партнером Медицинского университета Астана является Вильнюсский университет (Литва), один из самых крупных университетов Европы и мира. К основным сферам деятельности в рамках стратегического партнерства можно отнести совершенствование корпоративного управления, образовательных программ нескольких специальностей, менеджмент научных исследований.
На сегодня, Медицинский Университет Астана совместно с Вильнюсским университетом выстроил стратегию развития на 2017-2021 годы с учетом Государственных программ по совершенствованию образования и здравоохранения Казахстана. Эффективная реализация данной стратегии позволит университету достичь поэтапного развития академической самостоятельности, повысить качественный уровень медицинского образования, усилить интеграцию образования, клиники, науки и готовить конкурентоспособных специалистов, соответствующих потребностям рынка труда и лучшим мировым практикам.
С целью успешного сотрудничества со стратегическими партнерами, признания медицинских вузов на международном образовательном пространстве, огромная роль отводится национальной и международной аккредитации. Вуз прошел процедуры международной, национальной институциональной и специализированной аккредитаций всех образовательных программ бакалавриата, образовательных программ специальностей резидентуры, магистратуры, докторантуры, международную специализированную аккредитацию программы МВА в больничном управлении.
Необходимость модернизации медицинского образования, интеграция в мировое образовательное пространство вносит значительные коррективы в систему обучения студентов-медиков. Важнейшая часть образовательного процесса – личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и обучающегося, которое требует совершенствования образовательных технологий.
Главной причиной, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться каждому коллективу, оказывающему услуги в сфере медицинского образования.
Внедрение инновационных технологий и методов обучения является результатом непрерывного совершенствования педагогических компетенций профессорско-преподавательского состава ВУЗов. В частности в НАО «МУА» определены ключевые компетенции преподавателей медицинского ВУЗа: эффективное преподавание, оценка и экспертиза преподавания, планирование образовательных программ, менеджмент исследований, коммуникативные навыки.
Для оптимизации процесса отработки и закрепления практических навыков организован учебно-клинический центр, оснащенный современными фантомами и симуляторами. На базе центра активно внедряются инновации в образовательный процесс: освоение клинических навыков с применением симуляционных технологий, разработка клинических сценариев с привлечением волонтеров, пациентов-актеров, «стандартизированных пациентов», компьютерные технологии.
Хотелось бы отметить, в НАО «МУА» создан портал автоматизации учебного процесса и интерактивного обучения «Сириус», введена система электронной библиотеки, и впервые внедрена электронная программа проведения психометрического анализа тестовых заданий Iteman 4.1.
В рамках развития IT-технологий в вузе внедрены высокоскоростной канал интернета, видеонаблюдение, виртуализация сервера, модернизировано оснащение мультимедийных учебных аудиторий, клинические базы объединены в корпоративную сеть университета. Также в университете создан портал интерактивного обучения, разработаны образовательные 3D видеофильмы и программа виртуальных пациентов OpenLabyrinth. Для обучающихся открыт доступ к электронным базам данных: Emerald, Консультант студента, Консультант врача, Параграф, Букап, ThomsonReuters «Webofknowledge», Sciencedirect, Scopus, Clinikalkay.
В настоящее время в Казахстане ведется крупномасштабное внедрение инновационных компьютерных технологий в медицине, что сопровождается существенными изменениями в медицинской теории и практике, связанными с внесением изменений в подготовке медицинских работников. Практическая медицина становится все более автоматизированной.
В качестве системы дистанционного обучения используется LMS Moodle. Параллельно проводится внедрение отдельных элементов e-learning для бакалавриата, а именно системы виртуальных пациентов, виртуальных тренажеров, программ по 3D-обучению. Обучаясь по такому модулю, можно не только прослушать лектора, но и увидеть, например, как происходят патологические процессы в организме, проследить ход операции, а также ответить на тестовые вопросы, чтобы оценить, правильно ли он усвоил материал.
Научные исследования осуществляются на клинических кафедрах вуза, которые расположены в более 70 лечебно-профилактических учреждениях города Нур-Султан, оснащенных современным оборудованием. В университете функционируют научно-исследовательские и учебные лаборатории, в которых ведется работа как в рамках программно-целевого финансирования, так и на грантовой основе, а наши ученые являются одновременно и участниками образовательного процесса, и исполнителями научных программ, что обеспечивает логичное единство науки и образования. Результатом исследований является получение патентов в области детской хирургии, эндохирургии, радиобиологии, коммунальной гигиены, гигиены труда и т.д.
Университет совместно с партнерами из Греции (университет Аристотеля), Англии (университет Св. Георгия), Чехии (Массариков университет) принял участие в проекте ERASMUS+ «Обучение во избежание медицинских ошибок – ТАМЕ», целью которого было внедрение инновационных педагогических методов в обучении студентов. Данная методика, основанная на виртуальных кейсах, позволит будущим врачам избежать наиболее распространенных медицинских ошибок до их встречи с реальными пациентами.
Внедрение метода «Проблемно-ориентированное обучение» позволит улучшить клиническое и критическое мышление у студентов, умение использовать знания на практике и решать проблемы. Обучение тьюторов проходит в рамках международного проекта TEMPUS «Создание Межрегиональной сети Национальных Центров медицинского образования». Партнеры проекта: Университет Никосии (Кипр), Медицинский университет Астана (Казахстан), Карагандинский государственный медицинский университет (Казахстан), Медицинский университет им. Давида Твилдиани (Тбилиси, Грузия), Государственный университет им. Акакия Церетели (Кутаиси, Грузия), Запорожский государственный медицинский университет (Украина), Сумский государственный университет (Украина).
Актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании, т.к. критерием качества подготовки выпускников медицинских вузов выступает профессиональная компетентность. Данный подход предполагает наличие образовательных программ для студентов и преподавателей, основанных на ключевых компетенциях.
К примеру, нами разработан Стандарт Университета «Компетентностная модель выпускника» для всех специальностей бакалавриата и послевузовского образования с учетом требований Государственных стандартов, потребностей медицинских организаций и общества в целом. Компетенции отражены в Модульных программах, Рабочих программах, Портфолио обучающихся и реализуются в процессе обучения.
В вузе реализуются программы двудипломного образования, академической мобильности, внедрены система единых европейских оценок, европейская система трансферта кредитов (ECTS) и осуществляется выдача Европейского приложения к диплому. В рамках реализации данных программ заключены меморандумы о сотрудничестве в области здравоохранения, медицинского образования и науки с медицинскими вузами Казахстана, Грузии, России, Таджикистана, Украины, Австрии, Болгарии, Египта, Италии, Кореи, Латвии, Литвы, Польши, США, Турции, Чехии, Японии.
В соответствии с концепцией полиязычного образования на 2015-2020 годы в вузе реализуются образовательные программы по полиязычию, увеличивается число иностранных студентов и групп с обучением на английском языке. В вузе ведется работа по развитию партнерств с иностранными посольствами в Республике Казахстан, установлены связи и заключены меморандумы о сотрудничестве с университетами Японии, США, Италии, Австрии, Чехии, Литвы, Польши, Болгарии, России, Турции, Египта. В рамках заключенных меморандумов осуществляется обмен студентами и преподавателями для обучения, прохождения летних практик и стажировок, развитие совместных образовательных программ, проведение совместных научных исследований и проектов, обмен научной литературой в рамках осуществляемых проектов, организация семинаров и мастер-классов с международным участием, участие в конференциях, публикация тезисов и докладов и др.
Учитывая мнение работодателей и потребность практического здравоохранения, в вузе внедрены траектории обучения внутри специальностей. В результате, пересмотрены конечные результаты обучения и внедрены Дублинские дискрипторы – описание знаний умений и навыков, необходимых для достижения определенного уровня в процессе обучения.
В университете функционирует ряд научных школ: Институт радиобиологических исследований, научная школа профилактической медицины, научная школа кафедры общей и биологической химии, региональный тренинговый центр по управлению научными исследованиями в области здравоохранения, научно-образовательный Центр доказательной медицины, созданы 23 учебно-исследовательских лаборатории. Обучающиеся также широко вовлечены в научно-исследовательскую работу вуза.
На сегодняшний день клиническими базами университета являются 178 лечебных учреждений г. Нур-Султан и различных регионов страны, из них 126 – для проведения производственной практики.
Уникальной возможностью для подготовки конкурентоспособных кадров является возможность использования ресурсов Республиканских центров, НИИ и лечебно-профилактических учреждений г. Нур-Султан, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Костанайской и других областей страны.
В целях совершенствования процедуры трудоустройства выпускников и обеспечения подготовки кадров в соответствии с потребностями здравоохранения в течение года вуз проводит встречи и семинары с работодателями, представителями акиматов и финансового центра, где разъясняют их права и обязанности в плане трудоустройства. На ежегодной Ярмарке вакансий выпускники распределяются в медицинские организации курируемых регионов и заключают договоры на трудоустройство, согласно которым работодатели предоставляют им жилье, подъемные, социальный пакет. Одним из приоритетов вуза является трудоустройство молодых кадров. Ежегодно университет выпускает более 600 специалистов, при этом показатель трудоустройства составляет 95-98%. Основными потребителями и заказчиками выпускников являются медицинские организации г. Нур-Султан, Акмолинской и Северо-Казахстанской областей.
Работа по трудоустройству ведется в нескольких направлениях: круглогодичное профессиональное, социально-психологическое и юридическое консультирование выпускников по вопросам трудоустройства; формирование базы данных выпускников; предоставление информации о спросе и вакансиях; обучение приемам и навыкам общения с работодателями; сбор и анализ отзывов работодателей; изучение профессиональной ориентированности студентов, взаимодействие с работодателями, региональными и местными органами власти. А также в течение года проводятся встречи с работодателями из областей страны (например, Акмолинской, Северо–Казахстанской, Костанайской), на которых выпускники получают полную информацию о социальных гарантиях, материально-технической базе учреждений, перспективах собственного карьерного роста.
Выпускники НАО «МУА» устраиваются как в городские медицинские учреждения, так и в сельские. Прибывшие для работы в сельскую местность, получают поддержку со стороны государства и местных исполнительных органов в виде подъемных (не менее 70 МРП), льготных кредитов на приобретение жилья (до 1 500 МРП), надбавки к заработной плате (более 25 %).
Таким образом, эффективная реализация политики государства в области образования и здравоохранения позволит университету достичь поэтапного развития академической самостоятельности, повысить качественный уровень медицинского образования, внедрить передовые стандарты медицинского обслуживания, усилить интеграцию образования, клиники, науки и готовить конкурентоспособных специалистов, соответствующих потребностям рынка труда и лучшим мировым практикам.
В заключение хотелось бы сказать, что НАО «Медицинский университет Астана», оказывая образовательные услуги, считает приоритетным качество образования, так как сфера медицины и здравоохранения отвечает за здоровое будущее нации.

Павалькис Д.
Ректор НАО «Медицинский
университет Астана»,
доктор медицинских наук,
профессор