Год Президентства Касым-Жомарта Токаева

19 марта Первый Президент Нурсултан Назарбаев в эфире республиканских телеканалов объявил о прекращении своих полномочий. Они по Конституции Казахстана перешли к председателю Сената Парламента Касым-Жомарту Токаеву, который потом на выборах 9 июня 2019 года победил, набрав 70,96% голосов. За год президентства, выпавшее ему в очень непростое время, им сделано очень много. В различных сферах общественных отношений. Перечислять их долго. А время на самом деле сложное, непредсказуемое, со множеством как старых, так и новых проблем. И это надо объективно признать. Все сразу сделать, все сразу решить — так просто не бывает.

Применительно к нашему времени, безусловно многое кардинально меняется в общественном сознании. И это реальный факт. Этому способствовали объективные причины. Потребность в новом, меняющемся мире, потребность в справедливости и ответственности, потребность в позитивных изменениях в связи со стремительным распространением социальных сетей, интернета. Надежды на то, что, наконец, научимся слушать и слышать друг друга. Поэтому концепция «слышащего государства» президента К.-Ж.Токаева, обратная связь государства и общества, открытого и честного диалога, более эффективной защиты конституционных прав наших граждан, необходимость плюрализма мнений и прагматизма — возымело действие и стало быстро проникать в повседневную жизнь и приносить определенные результаты. Это не сиюминутная акция, а стратегическая задача и веление времени. Это борьба с глубоко проникшими в наше общество — двойными стандартами. Это уже начинают ощущать многие. И симпатии, как указывают социологи и политологи, к главе государства постоянно растут. Президент К.-Ж. Токаев подчеркивает, что любую проблему следует решать только конструктивным и мирным путем.
Все структуры государственного аппарата, правоохранительных органов стали «открываться», быть более восприимчивыми и позитивно разговаривать с народом по проблемных вопросам, а главное, искать и стараться находить пути конструктивного решения. Видно, и то, что г-н Токаев и сам внимательно смотрит социальные сети и мгновенно реагирует на злободневные вопросы. Теперь, в социальных сетях появились аккаунты практически всех руководителей государственных и правоохранительных органов. Им наши граждане уже прямо пишут о своих жалобах.
Прежде приемы граждан носили некоторый формальный характер. Отписки, перенаправление жалобы в тот орган, на который идет жалоба. Закрытость. Бюрократизм. Сейчас требование времени другое. Помочь. А если ответ, пусть даже отрицательный, должен быть объективен, понятен и аргументирован. Вот чего так часто ждет простой человек.
Именно закрытостью страдают еще некоторые государственные органы. Создание специального органа при Главе государства, который занимается только обращениями граждан – это кардинальный шаг в сторону конкретной защиты прав граждан, когда не на бумаге, а на деле ведется само общение с гражданами, прием и высокопоставленный чиновник, правая рука главы государства докладывает о том, что реально происходит в той или иной области общественных отношений. Последние общения-приемы всех граждан с министрами и акимами– указывают на необходимость продолжения этой системной работы. Чтобы лично они, кто руководит отраслью – не через кого, а сами знали обо всем, что происходит. Даже отрицательный ответ должен доступно и аргументированно объяснен простому человеку, который далек от казенных чиновничьих языков.
Еще, что очень важно для общества. Очень много внимания стратегически надо уделять государственно-правовой политике. Работа идет, эти движения видны, есть определенные плюсы, но много и минусов. Хотелось бы, считают граждане, чтобы этих минусов было меньше. Об этом свидетельствуют большинство обращений и жалоб населения.
Но именно закрытость, коррупциогенность этой сферы вызывает много вопросов. А почему не говорить о проблемах правоохранительных, контрольно-надзорных органов вслух, открыто, объясняя обществу в чем тут дело. А когда не объясняешь, слухи разрастаются и начинают приобретать, мягко говоря, нехороший оттенок обмана, недоверия ко всему. Необходимо поднимать проблемы и предлагать пути решения. И сейчас много таких вопросов на которые никто не отвечает. Надо и нужно обсуждать проблемные вопросы совершенствования правоохранительной и судебной систем. Это тоже волнует гражданское общество.
Несколько слов о Национальном совете общественного доверия.
По нашему Основному закону (Конституции) — это конституционный, именно, конституционный консультативно-совещательный орган при Президенте Казахстана, то есть создаваемый Главой государства в соответствии со статьей 44 (п.20) Конституции. Важно то, что Национальный Совет возглавляет сам Президент страны. Рекомендации, подписанные от его имени, конечно, имеют важную определяющую силу. На сегодняшний день, важность этого органа — Совета в том, что этот Совет играет важную прогрессивную роль связующего звена, диалоговой площадки для решения актуальных вопросов взаимоотношений государства и гражданского общества, предложений по эффективной защите конституционных прав наших граждан и решения актуальных проблем во многих сферах общественных отношений. И время показывает, что Национальный Совет с этим справляется. Совету, конечно, все не решить. И не такая задача. Главное быть активными и конструктивными. Но даже за короткий промежуток они пытаются сделать очень многое. Эти люди не претендуют на власть, обозначенную в Конституции, на посты на государственной службе, за это им никто не платит — а они хотят по мере возможности помочь обществу и государству. Они в силу активной гражданской позиции, отстаивают свои мнения везде и в социальных сетях тоже. И это, конечно, во благо общества.

Часть из них, кто активно выступал в СМИ, социальных сетях. Справедливо отмечают эксперты, что развитое гражданское общество является важным партнером государства, чтобы оно быстро реагировало на возникающие проблемы, видело широкую спектр мнений и принимало наиболее эффективные и полезные для людей решения. И еще нам нужно держаться за межнациональное и межрелигиозное согласие и дружбу. И не расшатывать его. Это и права человека, и национальная безопасность.

Касым-Жомарт Токаев все время акцентирует внимание на демократических преобразованиях и указал в своем Послании, что мирные собрания — являются гарантированным Конституцией правом наших граждан и могут проводиться в отведённых местными властями местах, причём не на окраинах городов. Естественно, любые попытки, направленные на подрыв конституционного строя, а также проявления насильственного экстремизма будут пресекаться согласно законодательству. Это в интересах абсолютного большинства граждан нашей страны. В то же время сказал он, что принципиально важным является введение только уведомительного порядка проведения мирных собраний. Конечно, организаторы при этом должны оповещать власти о планируемом количестве участников митинга, что крайне важно для обеспечения их безопасности. Тем самым и организаторы, и местные власти будут нести обоюдную ответственность за поддержание общественного порядка. Однако введение ограничений для участников уведомительных мирных собраний в количестве 250 человек, которые содержатся в правительственном законопроекте, Президент полагает нецелесообразным. В этом вопросе Глава государства моментально отреагировал на предложения участников уже шестых слушаний, когда некоторые представители гражданского общества считали, что может прийти большее количество наших граждан. Кроме того, скоро будут приняты законы по политических партиях, парламентской оппозиции и другие.

Став Президентом, он поручил Правительству и Нацбанку списать долги по беззалоговым потребительским кредитам в размере 300 тысяч тенге социально уязвимым слоям населения. Остальным казахстанцам – простить пеню и штрафы по кредиторской задолженности. Эта мера коснулась 5 млн казахстанцев. 29 октября Касым-Жомарт Токаев запретил строить курорт на территории урочища Кок-Жайляу. Также он поручил запретить плотную застройку города в центральной части. 28 ноября Токаев подписал поправки в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной службы и противодействия коррупции, которые предусматривают ответственность руководителей государственных органов за коррупцию подчинённых.

По поручению Главы государства К.-Ж. Токаева в Казахстане сформировали президентский кадровый резерв, в который вошли 300 перспективных управленцев. Создание социальных лифтов для молодого поколения вот что стало целью такого проекта.

Касым-Жомарт Токаев указал на необходимость декриминализации статьи о клевете. «По итогам анализа всех позиций и нюансов мною принято решение декриминализировать статью 130 Уголовного кодекса и перевести её в Кодекс об административных правонарушениях. При этом нужно сохранить высокую меру ответственности, чтобы гарантировать права других граждан защитить их от клеветнических измышлений и нападок», – указал Глава государства. Президентом страны также было предложено внести изменения в статью 174 Уголовного кодекса («Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни»). «Предлагается гуманизировать статью, внести изменения в соответствующую редакцию и более корректно её изложить. Например, отказаться от формулировки «возбуждение» и использовать более точное понятие «разжигание». Такая формулировка позволит чётко зафиксировать более справедливое применение статьи и снимет основные вопросы по ней», – сказал на втором заседании Национального Совета общественного доверия К.-Ж. Токаев.

Касым-Жомарт Токаев поручил уравнять зарплаты казахстанских и иностранных рабочих и изменить квоту на привлечение рабочей силы извне.

Президент поручил усовершенствовать казахский язык на латинице и не торопиться в этом вопросе.

Мое мнение, что надо обратить внимание на работу консультативно-совещательных и иных органов, создаваемых при Президенте Казахстана в соответствии с п.20 статьи 44 Конституции Республики.
Работа некоторых таких органов практически закрыта, их работу общество реально не видит, «выхлопа» нет, участия в этой работе — социально-активной общественности, именно активной, которая может поднимать сложные, проблемные вопросы, пути конструктивного решения – практически мало. Многое заформализовано. Много чиновников, которые итак каждый день встречаются на всех правительственных, министерских заседаниях. Их можно приглашать итак. Есть депутаты, но у них есть – своя площадка, как парламент.

Но тут всплывает другой вопрос. Как перестроить эту работу, собрать эффективных людей, чтобы не числились для галочки, не было «свадебных генералов», чтобы не было «синекурой». Чтобы не боялись отстаивать свое мнение.

Короновирус пугает все человечество. Безысходность охватывает всех. Но то, что Президент страны позитивно считает, что человечество с его знаниями и технологиями справится и с этой напастью – успокаивает, обнадеживает. Что сейчас еще важно.
В кризисных, исключительных условиях, для обеспечения важной для народа социально-экономической стабильности, когда надо быстро принимать важные для страны решения, Президент Касым-Жомарт Токаев справедливо указал, что «в целях разграничения полномочий между уровнями государственного управления в условиях кризисных ситуаций, создающих или могущих создать угрозу жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, стабильному функционированию государственного аппарата» на период кризисных ситуаций определён четкий механизм функционирования государственного управления в Казахстане. Глава государства вправе принимать акты или давать поручения госорганам, в том числе предусматривающие иной порядок регулирования в социально-экономической сфере по таким важным вопросам как: — организации и деятельности госорганов и субъектов квазигосударственного сектора, за исключением вопросов, урегулированных Конституцией РК; налогообложения, формирования, — уточнения и использования государственного бюджета; — ввоза и вывоза товаров, необходимых для бесперебойного жизнеобеспечения населения и экономики; — организации управления государственной собственностью; — формирования системы и условий оплаты труда, социальной защищенности граждан, государственного социального и медицинского обеспечения, медицинского и социального страхования; установления предельных тарифов и цен на продовольственные и другие товары, необходимые для бесперебойного жизнеобеспечения населения и экономики; осуществления контроля и надзора; лицензирования, разрешений и уведомлений; осуществления государственных закупок; обеспечения правопорядка; финансовых рынков и финансовых организаций; реализации международных обязательств страны; антимонопольного законодательства и защиты конкуренции; осуществления иных функций..
Эти исключительные меры в кризисных ситуациях имеют ведь целью защиту, в конечном счете, более эффективную защиту конституционных прав граждан.
На сегодняшний день, еще в условиях пандемии и других проблем – это крайне актуально.

Примечание:
п. 16 статьи 44 Конституции Казахстана:
 в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями Палат Парламента Республики принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных его местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных Сил Республики, с незамедлительным информированием об этом Парламента Республики.

 Так что Президент Касым-Жомарт Токаев – все держит на ежедневном контроле. Все решаемые им вопросы и не перечислишь. Экономика, политика, социальная  и правовая сферы. Так что, выступления и действия Главы государства и его быстрая реакция на происходящие процессы – думается и в будущем будут способствовать укреплению институтов гражданского общества и взаимоотношениям с государством по усилению принципов «слышащего государства.»

Марат Башимов, доктор юридических наук, профессор