Заболевания от коронавируса, вышедшего за пределы Китая, к сожалению, быстрыми темпами в той или иной степени охватили практически все государства. По состоянию на 1 апреля 2020 года им поражены более 887 тысяч человек (42 тысячи человек умерли, 178 тысяч излечились), из них: 105792 человека в Италии (12428 умерших), более 52 тысяч человек во Франции (52 тысячи умерших), 2337 человек в России (17 умерших), 340 человек в Казахстане (3 человека умерших), 95 тысяч человек в Испании (умерших 8464 человек), более 189 тысяч человек в США (3780 случаев смерти). Эти цифры каждый день растут, хотя, конечно, хотелось бы преломления ситуации в лучшую сторону.
Почему так быстро распространился этот вирус? Думается, государству не следовало бы забирать своих граждан, которые оказались в зарубежных государствах в качестве туристов, путешественников, студентов. Вместо того, чтобы всем «чистым» государствам помогать «очаговым» государствам, мы под влиянием суверенного инстинкта самосохранения начали сами растаскивать, распространять эту заразную болезнь практически по всем странам, по всему миру. Государства дали команду своим дипломатам, авиационным, железнодорожным компаниям оказывать ускоренное содействие соотечественникам выбираться из стран пребывания, власти государств пребывания тоже стремились к тому, чтобы вытеснить иностранную массу из своих стран. В салоны самолетов и вагоны набивались как здоровые, так и пораженные коронавирусом соотечественники, последние из которых к завершению полета, движения успевали заражать значительную часть своих здоровых соотечественников, которые стали передавать эту заразу в своих городах и иных населенных пунктах. Между тем, надо было сделать по-другому. Но в создавшейся ситуации по-другому и нельзя было сделать, поскольку не было и пока еще нет соответствующих международных конвенций и соглашений по купированию, блокированию создавшейся опасной коронавирусной ситуации.
На будущее в таких ситуациях надо выстраивать иной международно-правовой алгоритм действий государств. В каждой стране иностранная масса при содействии местных властей каждой страны пребывания, ее дипломатов и консулов должна проходить тестирование, зараженные и контактные лица должны быть изолированы в местных больницах, должны получать соответствующее лечение.
Иностранцы должны рассчитывать на внимание и лечение врачей страны пребывания, на внимание и помощь со стороны местных государственных органов. Принципиальные установки международного гуманитарного права (Женевские конвенции от 12 августа 1949 года) обязывают гражданских и военных врачей всех стран лечить во время войны не только своих солдат, но и солдат противника. А поскольку заболевшие иностранцы — не враги, то тем более их должны лечить в государстве пребывания. Разумеется, родное государство этих иностранцев посредством своих дипломатов и консулов должно оперативно получать информацию о состоянии здоровья своих граждан, о сумме денежных средств, необходимых для их лечения, и также оперативно эти деньги переводить. При необходимости на основании международно-правовых двусторонних договоренностей это государство может снарядить отряд своих врачей для оказания содействия этой стране, как это проявилось во взаимоотношениях Италии и России. Говоря другими словами, при таком подходе в очаговом государстве лечатся все индивиды без исключения: собственные граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Все государства планеты предпринимают усилия по оказанию содействия такому государству в предоставлении необходимых медикаментов, финансовых средств для лечения и поддержания карантина, необходимого медицинского оборудования, в направлении специализированных медицинских десантов.
Руководящие лица и сотрудники Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) вначале эпидемии проявляли себя определенным образом, а теперь их почти не слышно. Ведь они обязаны сейчас помогать руководителям нуждающихся государств, их министерствам здравоохранения своими рекомендациями, своими документами по вопросам противодействия эпидемии. У этой международной организации есть все возможности систематически сообщать государствам о продвижении микробиологических и иных исследований по обузданию штаммов этого вируса. Такая информация психологически помогала бы многим людям. Ей под силу детально изучить и обобщить южно-корейский, сингапурский опыт, а также китайский опыт в достаточно успешном излечении жителей города Ухань и других городов страны. Она могла бы распространить его в виде международного документа ВОЗ на всех 6 мировых языках, который мог бы оказаться полезным в процессе лечения людей от коронавируса медицинскими учреждениями многих государств. ВОЗ под своей эгидой могла бы объединить наиболее продвинутых вирусологов, биохимиков, микробиологов из числа ученых и практиков, с одной целью: как можно быстрее выработать противоядие против коронавируса.
Удивляет пассивное поведение Международного комитета Красного Креста, Красного Полумесяца и Красного Кристалла, Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, которые могли бы помочь наиболее пораженным странам медикаментами, масками, перчатками, рекомендациями, волонтерами, финансовыми средствами, специализированным транспортом, аппаратами искусственной вентиляции легких. Думается, руководство Министерство иностранных дел Республики, Общества Красного полумесяца Республики Казахстан могли бы официально обратиться за помощью к этим международным медицинским структурам. Надо полагать, что они откликнутся.
По окончании карантинов на заседании Совета Безопасности ООН было бы целесообразно заслушать Китай, его специализированные медицинские, военные службы, чтобы получить объективную информацию и понять первичные истоки возникновения коронавируса. Содоклад могли бы подготовить специалисты Всемирной организации здравоохранения. Объективная, честная, беспристрастная информация об этом вирусе нужна всем государствам, всему человечеству, чтобы не допустить впредь подобной ситуации ни в одной стране, чтобы подобного рода болезнь не угрожала бы всему человечеству. Отсутствие правдивой информации порождает разные домыслы.
И все же возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Есть первый ряд вопросов: почему так случилось, что солидная часть 12-миллионного населения китайского города Ухань, по данным самого Китая, начала заражаться коронавирусом с ноября 2019 года, а карантин по всему периметру города был установлен только в конце января 2020 года? Почему население Уханя сравнительно так быстро выздоровело? А был ли коронавирус в Ухане? Если был, не вырвался ли он из лаборатории института вирусологии города Ухань? Не был ли внедрен этот коронавирус кем-то из граждан других государств именно в Ухане, чтобы подозрение пало на находящийся в этом городе институт вирусологии? Есть ли в других государствах аналогичные институты вирусологии, которые, возможно, выращивают штаммы этого смертоносного коронавируса или что-то похожее на них? Каким образом и с чьей подачи коронавирус был распространен в Европе и Северной Америке? Почему прибывшие домой из Китая граждане Казахстана оказались незараженными этим вирусом, а переносчиками этого заболевания оказались те граждане Казахстана, которые прибыли из зараженных европейских государств?
Совокупность следующих вопросов может быть таковой. Почему очаги многочисленного заражения оказались в первую очередь в таких европейских государствах, как Италия и Испания? Если допустить, что заражение было произведено кем-то умышленно, то мишени были выбраны с учетом того, что в этих странах было огромное количество иностранных туристов, футбольных болельщиков из многих стран, которые, заразившись, захотят вернуться домой и тем самым распространят коронавирус практически по всему земному шару. Так оно и случилось. Сегодня на карантине Франция, Германия, Великобритания, США, Россия, Казахстан и другие страны. Из примерно 200 государств планеты практически нет ни одной страны, которая не была бы в той или иной мере заражена этим вирусом. Зачем это было сделано? Кому это было выгодно? Это получилось случайно или был совершен акт бактериологической или биологической войны? Если да, то кто и из какой страны это сделал?
Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы члены Совета Безопасности ООН, а также Европейский союз должны поставить вопрос о создании Международной комиссии по расследованию причин возникновения и распространения пандемии коронавируса. Если на Совете Безопасности не сработает принцип единогласия 5 великих держав (какая-то страна-член Совета Безопасности проголосует против), тогда вопрос о создании такой Международной комиссии необходимо передать на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН, где данный вопрос будет решаться официальными представителями всех 193 государств-членов данной универсальной международной организации.
Такой Международной комиссии должны быть представлены широкие полномочия, в ее состав нужно ввести представителей и специалистов Интерпола (Международной полиции), Европола (Европейской полиции), ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), Международного комитета по таксономии (систематизации) вирусов, Международного союза микробиологических обществ и других специализированных международных организаций. Данная Комиссия при содействии местных властей могла бы провести расследовательские действия в отношении бактериологических лабораторий, иных лабораторий, включая военных, любых государственных и частных учреждений и компаний, государственных органов в Ухане, ряде других городов Китая и возможно других государств с тем, чтобы выявить корни возникновения и распространения коронавируса. Эта же Комиссия могла бы отследить пути попадания коронавируса в Италию и Испанию, выявить подозрительных иностранных и иных граждан, которые прибывали в эти страны накануне массового поражения вирусом населения этих стран. По завершении работы эта Международная комиссия должна публично отчитаться на официальных заседаниях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН и представить всеобъемлющий письменный доклад. При этом никаких засекреченных разделов в ее докладе быть не должно. Текст доклада и тексты обсуждений доклада в руководящих органах ООН должны быть доведены до сведения мировой общественности на всех мировых языках. Это позволит всем государствам в результате приобретенного опыта обеспечить все меры безопасности при работе с бактериями и микробами, не допускать выхода вредоносных бактерий из-под контроля.
Это все нужно для того, чтобы ни у одного государства, ни у одного официального военного подразделения, ни у одной частной военной компании, ни у одной террористической группы не возникало впредь соблазна использовать какие бы то ни было вирусы, микробы против отдельных стран, всего человечества.
В течение 2-3-х недель в рамках карантина общество еще может посидеть дома. Но не исключено, что и через 3 недели и более заболеваемость коронавирусом может не прекратиться. Что нам нужно делать в такой ситуации? Долго находиться дома нельзя. Экономика рухнет, которую, как известно, начинает лихорадить даже при незначительных сбоях. Там, где это возможно, надо обязать работодателей вести работу на дистанционной основе, продолжать работать на своих домашних компьютерах, а тем, у кого дома нет компьютеров, можно перебазировать служебные компьютеры временно в домашние кабинеты. В производственных помещениях и на улицах можно и нужно использовать, носить, часто менять не обычные, а хирургические маски или респираторы, во всех общественных и служебно-производственных помещениях, на всех перекрестках улиц устанавливать пластмассовые контейнеры с дезинфицирующим средством для рук, которые нужно дезинфицировать буквально на каждом шагу, как это делают в 50-миллионной Южной Корее, сумевшей остановить вал коронавирусной эпидемии. Тогда также, как это государство, мы можем обходиться без жестких карантинных мер, жить обычной общественной жизнью, работать, чтобы не разрушить таким образом собственную экономику.
Вопрос об использовании масок и одноразовых перчаток – отдельная проблема. Население не знает процедуры использования масок, частотности смены масок, нужно ли их стирать для повторного использования, насколько надежны маски, изготовленные в домашних условиях, куда выбрасывать отработанные маски и перчатки. Последнее – очень важно: короновирусы в выброшенных в городские мусорные баки масках и перчатках в массовых количествах через уборщиков мусора, бездомных лиц, домашних животных, птиц могут возвращаться к их владельцам. Во избежание такого кругооборота вирусов надо продумать механизм надлежащей утилизации использованных населением масок и перчаток. Население должно четко представлять себе, где и как складывать эти использованные маски. Нужно выпустить профессионально четко выверенную инструкцию для населения и доводить его содержание посредством всех каналов массовой информации и коммуникации. Министерство здравоохранения и Министерство информации могли бы срочно реализовать это предложение.
Те лица, которые по долгу службы не могут работать дома (врачи, государственные служащие, полицейские, работники по вывозу отходов и мусора, волонтеры, водители, разносчики еды и другие) за счет государства, религиозных учреждений страны должны быть обеспечены надлежащими и сменяющимися комбинезонами, более надежными шлемами, очками, респираторами. Одобряем, что врачам, которые непосредственно работают с вирусоносителями сутками напролет, на порядок увеличили заработную плату. Желательно их ежедневно обеспечивать продуктовыми пакетами, горячим питанием, чтобы они не отвлекались на решение житейских проблем.
Общественный транспорт, все виды материального производства надо будет запускать. Для очищения салонов автобусов, такси, производственных помещений необходимо гораздо чаще и тщательнее применять более надежные дезинфицирующие средства. Уже сегодня независимо от поведения вируса надо бы начать строить больницы для лечения инфекционных заболеваний с изолированными друг от друга палатами и боксами с подачей кислорода к каждой кровати пациента, с автономными выходами во избежание взаимного заражения больных. Говоря другими словами, страна должна иметь ряд больниц со специальными индивидуальными помещениями, чтобы любую начинающуюся эпидемию она могла бы встречать во всеоружии.
Руководителям наших медицинских органов и учреждений было бы целесообразно присмотреться к опыту Южной Кореи, сумевшей выиграть битву с коронавирусной эпидемией. Так, вспышке коронавируса 18-19 февраля 2020 года в Южной Корее оперативно противопоставили тактику борьбы 3-T. Эти 3 направления названы 3-мя английскими словами, которые начинаются с буквы «t»: trace — означает отслеживание потенциального больного человека, чтобы выявить все его разнообразные контакты с другими людьми; test — означает взятие у «подозреваемого» анализов и быстрое получение результата (до 20 тысяч тестов в сутки); и treat — означает лечить и вылечить. Лечение производят следующим образом: а)вначале применяют лекарства по уничтожению возбудителя; б)затем посредством лекарств сдерживают инфекцию и тем самым приводят в норму функционирование внутренних органов человека; в)на завершающей стадии лекарствами улучшают состояние больного: снижают жар, лихорадку, насморк. Но нужно иметь в виду, что эти лекарства являются сильнодействующими и назначаются строго по назначению лечащего врача, осуществляющего постоянное наблюдение за пациентом.
Руководству министерства здравоохранения, министерства информации, министерства цифрового развития, министерства образования и науки страны было бы интересно и полезно знать, что в Южной Корее оперативно и массово используют электронные карты, позволяющие определять местонахождение заболевших лиц, осуществлять жесткий контроль за соблюдением самоизоляции: несоблюдение такого предписания чревато чувствительными штрафами и тюремным заключением. Повсеместно применяются мобильные приложения, позволяющие отслеживать перемещение заразившихся людей. К примеру, приложение Corona 100m извещает своего владельца о том, что в радиусе 100 метров есть заболевший коронавирусом человек и что нужно как можно быстрее покинуть эту тревожную и опасную зону. Повсеместно и по максимуму внедрены онлайн-сервисы, что позволяет минимизировать контакты до предела. Бесплатное лечение от коронавируса предоставляется как гражданам Южной Кореи, так и иностранным гражданам. Этот опыт по мере возможности крайне желательно применять в стране прямо сегодня, прямо сейчас. Если каких-то приложений у нас нет, то можно закупить их в этой стране, запустить в торговую сеть с последующей рекламой.
Казахстанские законодатели в связи с возникновением проблем с распределением, обеспечением масок и дезинфицирующих веществ, с возможным созданием их искусственного дефицита, завышением цен на них могли бы внести более жесткие нормы в административное и уголовное законодательство страны с учетом опыта Южной Кореи: здесь любителям нажиться на национальном горе грозит «штраф в размере 50 миллионов вон (42 тысячи 300 долларов США) или тюремное заключение сроком до двух лет» (источник: https://regnum.ru/news/2849788.html — дата обращения: 29 марта 2020 года). Есть сведения о том, что в городе Нурсултан нет масок в ряде аптек: аналогичная ситуация возможна в других городах и регионах. Стране ежедневно нужны десятки миллионов масок. Надо бы изучить эту проблему и привлечь к соответствующему виду ответственности виновных лиц и организовать дополнительные производства.
Эта пандемия заставила нас взглянуть на проблему медицины, медицинских работников, на науку, в том числе медицинскую, с другой стороны. В Кодексе о здоровье народа и системе здравоохранения нужно предусмотреть целый ряд положений, чтобы привести законодательное регулирование медицины в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Единственная статья 150 Кодекса, имеющая отношение к введению карантина, имеет ограничительный характер. Поэтому усилиями Министерства здравоохранения и Министерства юстиции республики необходимо предложить Парламенту ввести в Кодекс отдельный раздел, который состоял бы из целого ряда статей, регулирующих диагностирование и лечение от новых вирусов, предусматривающих превентивные действия, блокирующие распространение эпидемии вирусных и иных заболеваний; в статью 1 Кодекса ввести в состав более 120 медицинских терминов определения терминов «вирус», «коронавирус» (в этой статье есть только термин «вирус иммунодефицита»).
Было бы целесообразно уже в ближайшем будущем государствам при содействии специалистов-медиков, юристов-международников разработать и принять универсальную Всемирную конвенцию об оперативных мерах борьбы с вирусными и иными заразными заболеваниями, могущими перерасти в эпидемию. Нормы внутреннего и международного медицинского права в совокупности окажут регулятивное содействие в решении организационных проблем профилактики и лечения вирусных и иных болезней, в проведении превентивных действий против пандемии.
В большинстве стран медики получают низкую заработную плату, следует сказать, что очень мало средств расходуется на научные исследования по лечению многих болезней, практически не выделяется средств на фундаментальную науку, позволяющую предугадывать возможные новые болезни и средства их лечения. Надо резко повышать уровень качества медицинской, микробиологической науки и преподавания в медицинских вузах многих стран. Во многих странах либо не готовят вирусологов и эпидемиологов вообще, а если готовят, то чаще всего в малых количествах. И это тоже связано с недостаточным финансированием медицинского высшего образования.
Всемирный рейтинг ВОЗ по 187 странам планеты по уровню расходов на здравоохранение по итогам 2019 года представляет собой следующую картину. Преимущественно в развитых странах на нужды медицины из государственного бюджета выделяется от 10 до 23,3 процента финансовых средств. На первом месте Маршалловы острова (23,3 процента), на втором месте США с их 17,1 процентами процентов. Куба, опережая Францию и Германию с их чуть более 11 процентами, выделяет 12,2 процента денежных средств из своего бюджета; Испания и Италия, заняв 40 и 41 места, на нужды медицины выделяет 9 и 8,9 процента соответственно. Целый ряд постсоветских государств СНГ (Армения – 25 место, 9,9 процента; Молдова – 39 место, 9 процентов; Таджикистан – 72 место, 7 процентов; Азербайджан – 73 место, 6,9 процента; Беларусь – 90 место, 6,3 процента, Узбекистан – 93 место, 6,3 процента) занимают места в верхней части этой рейтинговой таблицы. В 146 преимущественно развивающихся государствах этот показатель колеблется в пределах от 1,8 до 8,7 процента. В этом составе государств находятся Россия (124 место – 5,3 процента) и Казахстан (172 место – 3,5 процента).
Уроки коронавируса ставят перед парламентариями страны вопрос об увеличении сумм на нужды отечественного здравоохранения до 19-20процентов от общей суммы республиканского бюджета. Такой подход позволит стране иметь значительное число врачей любой квалификации, более разнообразное и новейшее медицинское оборудование, медикаменты практически по всем болезням, лаборатории и медицинскую науку высокого уровня, строить первоклассные больницы, что позволит без особых усилий справляться не только с коронавирусами и эпидемиями, но и с гораздо сложными и опасными заболеваниями.
В Казахстане от коронавируса умерли 3 человека. Это немного по сравнению со многими другими странами. Но хотелось бы повернуть вспять течение этой болезни.
М.А. Сарсембаев
доктор юридический наук, профессор