В настоящее время существует ряд проблем в нормотворческом процессе.
Во-первых, отсутствует Единая правовая система, позволяющая автоматизировать процесс нормотворчества, и просматривать досье нормативного правового акта.
Во-вторых, ряд этапов нормотворческого процесса до сих пор осуществляется вручную, часть посредством электронной почты либо на бумажных носителях.
В-третьих, действующие информационные системы, на которых работают государственные органы в сфере законодательства разрознены, что приводит к разрыву связи между процессами нормотворчества.
Сейчас существуют следующие государственные системы в сфере законодательства:
• ИПС «Әділет» (содержит нормативные правовые акты на 3 языках);
• Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов (совокупность нормативных правовых актов (с изменениями и дополнениями) в электронно-цифровой форме, удостоверенных посредством электронной цифровой подписи, сведения о которых внесены в Государственный реестр нормативных правовых актов РК);
• «Интранет портал государственных органов» (посредством системы осуществляется внесение и согласование проектов нормативных правовых актов в государственных органах);
• Единая система электронного документооборота (осуществляет внесение законопроектов в Канцелярию Премьер-Министра РК, Администрацию Президента РК, Парламент РК);
• Корпоративный портал Министерства юстиции (ведется Регистр НПА госорганов, размещаются результаты правового мониторинга, аналитические справки по итогам мониторинга НПА);
• портал «Открытые НПА» (публикуются проекты нормативных правовых актов для публичного обсуждения).
Несмотря на наличие указанных систем, ряд этапов нормотворческого процесса остаются неавтоматизированными.
Так, рассмотрение проектов нормативных правовых актов Общественными советами, Экспертными советами, Национальной палатой предпринимателей «Атамекен», членами Межведомственной комиссией по законопроектной работе, а также проведение анализа регуляторного воздействия, научной экспертизы (правовая, лингвистическая, экологическая, экономическая и другая) осуществляется в бумажном виде.
Для решения этих и других проблем Министерством юстиции совместно с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и Акционерным обществом «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» в 2019 году разработана система «Е-законодательство».
Разработка системы предусмотрена пунктом 65 Плана мероприятий по реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан».
Система «Е-законодательство» будет представлять с собой автоматизированную систему, позволяющая выстроить цепочку подготовки, общественного обсуждения, согласования, утверждения и опубликования нормативных правовых актов и обеспечит возможность следить за жизненным циклом нормативного правового акта.
Система также будет осуществлять функцию банка данных или архива проектов НПА и принятых законодательных или подзаконных актов, с наличием полного досье на той или иной нормативный акт.
К примеру, не всегда госорганы способны найти нужную информацию очень быстро, доступно. Из-за чего затрачивается много трудовых и временных ресурсов на процедурные вещи, поскольку поиск данных осуществляется вручную.
Данная информационная система внедряется для того чтобы все эти вещи ускорить и автоматизировать.
Система должна значительно упростить работу государственных органов при разработке проекта нормативного правового акта, и позволит сократить время на формирование текстов проектов НПА, поскольку в системе будет предусмотрен функционал по разработке текстов проектов НПА и сравнительных таблиц с учетом юридической техники.
В перспективе система «Е-законодательство» предоставит возможность представителям экспертного и научного сообщества (не только юридического профиля, но и ученых в соответствующих отраслях), неправительственных организаций и государственных органов участвовать на онлайн-дискуссионной площадке, что позволит увеличить количество субъектов, вовлеченных в нормотворческий процесс.
Планируется, что данная система будет единым источником новостей по законодательству и проектам НПА, соответственно граждане будут узнавать законодательные новшества из одного источника, что также оптимизирует процесс разъяснения и доведения до сведения населения планируемых инициатив.
В настоящее время заключения научных экспертиз, заключения Общественных советов, НПП «Атамекен» готовятся на бумажных носителях, что в свою очередь не дает гражданам возможности ознакомится с ними.
Необходимо отметить, что во многих негосударственных системах тексты НПА с дополнительными материалами (заключения, комментарии и т.д.) предоставляются на платной основе (к примеру, ИС «ПАРАГРАФ»).
В системе же «Е-законодательство» указанные сведения будут предоставляться на безвозмездной основе и в открытом доступе.
Представляется, что данная площадка предоставит возможность всесторонне анализировать законодательство, его правоприменительную и судебную практику, в том числе с использованием сформированного массива информации. Это также позволит более глубоко анализировать потребности законодательства с точки зрения разных групп правоприменителей.
Д.А. Сулейменов
Заместитель директора Департамента
законодательства МЮ РК