Деятельность Ассамблеи народа Казахстана и принимаемые институциональные меры

25 лет Ассамблее народа Казахстана, созданной 1 марта 1995 года. Тогда был подписан Указ Президента Н. Назарбаева об образовании Ассамблеи народа Казахстана со статусом консультативно-совещательного органа при Главе государства. Общественно- политическую роль увеличило внесение в 2007 году в текст Конституции – Основного закона Республики Казахстан – положения об Ассамблее народа Казахстана. 9 депутатов Мажилиса Парламента избираются от Ассамблеи народа Казахстана. С 2016 года день создания Ассамблеи народа Казахстана отмечается как День благодарности. 25 лет показали, что без этого института межэтнического согласия, обеспечивающего дружбу народов, взаимопонимание, поддержку, взаимопомощь, института народной дипломатии – мы бы не обошлись. Ассамблея народа Казахстана накопила огромный консолидирующий, объединяющий, интеллектуальный потенциал. Созданный Научно-экспертный совет стал двигателем предложений по решению возникающих проблем, различных конструктивных, позитивных идей, консолидирующих казахстанское общество, обеспечивающее конституционную устойчивость и национальную безопасность во внутренней политике. Опыт развития Ассамблеи народа Казахстана стали изучать в других странах, потому что были созданы все нормальные, необходимые условия для развития культуры, языка, традиций всех этносов нашей страны. В Казахстана работают театры разных этносов, выпускаются газеты и журналы, созданы условия для изучения языков разных национальностей. Всего не перечислишь. Ассамблея народа Казахстана расширяла свои функции. В 2015 году Ассамблея народа Казахстана стала выполнять еще одну значимую функцию – координацию по всей стране благотворительной деятельности, что было закреплено соответствующим законом. Указом Президента было создано республиканское государственное учреждение «Қоғамдық келісім» при Главе государства, которое обеспечивало проведение и информационное сопровождение общенациональных проектов. Деятельность Ассамблеи народа Казахстана способствовала росту международного авторитета Казахстана как признанного, авторитетного субъекта международного права, экс-председателя Совета Безопасности Организации Объединенных наций, эффективно и конструктивно решающей вопросы межэтнических отношений. Реализованы общенациональные проекты такие как, «Караван милосердия», «Улы Дала Елi», «Мын бала», «Большая страна – большая семья» и многие другие. В рамках еще одного направления Пяти институциональных реформ – формирования подот¬четного государства и открытого правительства были расширены в обсуждении, принятии и исполнении решений государственных органов. Стали создаваться институты гражданского общества, как общественные советы при государственных органах, где вместе с представителями неправительственных организаций есть и представители Ассамблеи народа Казахстана. Важное направление получило посредничество, медиаторство, которое помогало урегулировать досудебные споры. Надо согласиться с тем, что развитие сети медиаторов снизило нагрузку на суды, усилило правовую культуру и правосознание в обществе. Решаются и возникающие новые ситуации, проблемы, но важным стратегическим направлением остается сохранение стабильности и дальнейшее развитие полиэтнического общества в нашей стране. И это всегда было важнейшим приоритетом государственной политики. Институты Ассамблеи народа Казахстана реагируют на новые условия в любых быстро меняющихся обстоятельствах. Будь то меняющиеся условия демографического, социально-экономического и политического развития страны. Динамика и специфика международной ситуации требуют постоянного совершенствования государственной политики по укреплению межэтнического согласия. Анализ действующей системы регулирования межэтнических отношений показывает ряд вопросов, которые государству и обществу необходимо решать в ближайшей перспективе. На сегодняшний день необходимо усилить работу государственных органов, которые занимаются вопросами регулирования отношений между этносами. Для этого требуются институциональное и организационное укрепление, а также кадровое усиление работы в сфере межэтнических отношений. И это важно. В настоящее время вопросами государственного регулирования межэтнических отношений занимаются: на центральном уровне: Секретариат АНК в структуре Администрации Президента и ее подведомственная структура — РГУ «Қоғамдық келісім», а также соответствующий департамент в Министерства информации и общественного развития; на местном уровне: региональные секретариаты АНК, их подведомственные учреждения в лице КГУ «Қоғамдық келісім», а также управления внутренней политики, которые перегружены другой работой. При этом, вся работа на местах сведена в функционал региональных секретариатов АНК, которые имеют ограниченные ресурсы как организационные, так и кадровые, информационные, финансовые и другие.
В этой связи важно провести ряд институциональных мер:

  • пересмотреть задачи центральных госорганов в межэтнической сфере, определить четкий функционал и сферы ответственности. Создать Комитет по развитию межэтнических отношений Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан с конкретными функциями и полномочиями для организации системной работы по всей территории страны;
  • передать РГУ «Қоғамдық келісім» при Президенте РК в МИОР в качестве подведомственной организации. РГУ «Қоғамдық келісім» будет тесно работать с новым Комитетом и усилит координирующую роль МИОР в межэтнической сфере;
  • передать в ведение региональных управлений внутренней политики секретариаты АНК и КГУ «Қоғамдық келісім». Это позволит сформировать четкую интегрированную структуру управления межэтническими процессами как части внутренней политики страны;
  • конкретизировать задачи перед местными госорганами с четким закреплением ответственности за межэтническую ситуацию за управлениями внутренней политики, так как до настоящего времени за межэтническую сферу были ответственны только секретариаты АНК, которые имеют более узкие задачи и возможности.
    Конечно, перечисленные меры требуют соответствующих изменений и дополнений в Закон РК «Об Ассамблее народа Казахстана» и другие нормативные- правовые акты. Хорошо, что министерством совместно с заинтересованными госорганами и акиматами уже ведется работа по совершенствованию необходимой законодательной и нормативной правовой базы.
    Эти некоторые принимаемые институциональные меры по изменению государственной политики в сфере межэтнических отношений помогут структурную, организационную работу АНК перестроить на более эффективный, мобильный лад с учетом реалий сегодняшнего дня. А будущее всегда за таким важнейшим институтом межнационального согласия, как Ассамблея народа Казахстана, обеспечивающего дружбу, согласие всех этносов миролюбивого Казахстана

Член НЭС АНК,
доктор юридических наук
Марат Башимов