С введением режима чрезвычайного положения в Казахстане Президент Касым-Жомарт Токаев выступил с пакетом мер социальной поддержки казахстанцев. На какие виды помощи могут рассчитывать казахстанцы, оказавшиеся в трудном положении из-за введения режима ЧП и карантина. Это и повышение пенсий, выплата пособия на время потери дохода, предоставление отсрочки по кредитам, перенос сроков введения ОСМС. Пакет президентских мер регулярно расширяется. К примеру, продуктовые наборы решили выдавать деньгами, а социально уязвимым категориям населения – компенсировать оплату коммунальных услуг. 10 апреля 2020 года на заседании госкомиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что сегодня более трети казахстанцев живут в полностью изолированных городах – это 37% населения страны. Глава государства указал: «Я поручал принять комплексное решение по снижению коммунальных платежей для населения карантинных городов. Насколько я знаю, такого решения пока не найдено. Следует ускорить принятие соответствующих мер с упором на социально незащищённые слои населения». В поправках в бюджет 2020 года предусмотрели новую статью расходов – возмещение платежей населения по оплате коммунальных услуг в режиме чрезвычайного положения. Бюджет возместит часть расходов на оплату коммунальных услуг гражданам Казахстана из числа социально уязвимых слоёв населения. «В регионах, где введён карантин, акиматом на лицевые (абонентские) счета потребителей ежемесячно будут направляться по 15 тысяч тенге в течение двух месяцев», – сообщили в Комитете по делам строительства и ЖКХ. Кто сможет претендовать на компенсацию. Это инвалиды I, II, III групп; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; многодетные семьи; инвалиды и участники ВОВ, а также лица, приравненные к инвалидам и участникам ВОВ; семьи лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской службы, при подготовке или осуществлении полёта в космическое пространство, при спасении человеческой жизни, при охране правопорядка; пенсионеры с минимальной пенсией, в том числе одинокие пенсионеры; получатели адресной социальной помощи. Для получения компенсации потребителям нужно: подать заявку в акимат через call-центр (в каждом регионе свой) и указать ИИН, социальный статус и данные по лицевому счёту. Акимат проверяет предоставленные данные и перечисляет деньги на лицевой счёт потребителя. Продуктовые корзины заменили на деньги. Президент отметил, что «одним из главных вопросов остаётся стабильное обеспечение казахстанцев продовольствием, в особенности граждан из социально уязвимых слоёв населения. Я поручаю держать этот вопрос на постоянном контроле как Правительству, так и акиматам». Продуктовые наборы сначала раздавали гражданам из социально уязвимых слоёв населения. Всего 800 тысяч человек: дети из семей, которые получают АСП; инвалиды всех трёх категорий; родители, которые ухаживают за детьми-инвалидами; официально зарегистрированные безработные. Но 15 апреля госкомиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения одобрила предложение Министерства труда и социального обеспечения о выдаче продуктовых наборов деньгами. Отдельным категориям сохранят доставку продуктовых наборов. «Акимам регионов согласно представленному механизму обеспечить своевременное перечисление денежных средств получателям. В случае отсутствия карточных счетов или невозможности передвижения получателей ввиду возраста или инвалидности обеспечить доставку продуктовых наборов на дом с соблюдением санитарных требований», – указал премьер-министр Аскар Мамин. Кроме того, Жилстройсбербанк Казахстана предоставит автоматическую отсрочку по ипотеке. Это коснётся клиентов, испытывающих временные финансовые трудности. Отсрочку предоставят с 16 марта 2020 года на 90 дней по платежам по основному долгу и вознаграждению. Для этого нужно подать заявление в интернет-банкинг с указанием причин. Подтверждающие документы предоставлять не надо. Принимают заявления с 15 апреля. Главное условие: у клиента не должно быть просроченных платежей до 16 марта. Срок займа увеличивается на три месяца, поэтому ежемесячные платежи не изменятся в следующие периоды. Также банк не будет начислять штрафы и пени по просроченным платежам с 16 марта по 16 июня 2020 года. С 30 марта 2020 года до завершения карантина все филиалы ЖССБК перешли на новый режим работы. Приём кредитных заявок, посткредитные и постдепозитные операции приостановлены. Обратиться в банк можно только за двумя операциями: получить свои деньги путём деления/расторжения депозита и частично или полностью погасить свой заём.
Все эти меры очень своевременны, помогают нашим гражданам в столь непростое время, оказывают необходимую поддержку социально незащищенным.
Тихонов О.