Поправки в законы «О выборах в Республике Казахстан» и в Закон «О политических партиях» одобрили в Мажилисе

22 апреля 2020 года а пленарном заседании Мажилиса под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина депутаты одобрили поправки в законы о выборах и о политических партиях. Законодательные поправки в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» и в Закон «О политических партиях» разработаны в соответствии с поручениями Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, данными на втором заседании Национального совета общественного доверия. Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин акцентировал внимание на важности основных новшеств законопроектов: обязательной 30%-ой квоте для женщин и молодёжи в избирательных партийных списках, а также снижении барьера для регистрации политических партий с 40 до 20 тысяч человек. «Сегодняшние поправки – это законодательная реализация политических инициатив Президента страны Касым-Жомарта Кемелевича Токаева. Несомненно, данные нормы будут не только стимулировать активный приход женщин и молодёжи в политику, но и дадут новый импульс модернизации всей действующей политической системы страны,» — уверен Нурлан Нигматулин. Предусматривается, что предлагаемые изменения будут стимулировать политические партии более активно работать с разными социальными группами и учитывать их интересы в своей деятельности. Кроме того, создаются качественно новые условия становления многопартийности на принципах равенства, пропорционального участия в выработке и принятии государственных решений.
Руководитель рабочей группы по законопроекту о политических партиях, депутат Снежанна Имашева подчеркнула, что новый закон будет направлен на более активное вовлечение молодежи и женщин в выборные процессы на уровне Мажилиса и маслихатов. Немаловажно, что законопроект отвечает целям государственной гендерной политики, а также способствует выполнению принятых на себя Казахстаном международных обязательств в части увеличения числа женщин на уровне принятия решений. Также законопроект способствует приходу в Парламент и в местные представительные органы молодежи.
В заседаниях рабочих групп, проведённых в режиме видеоконференции, помимо депутатов и представителей государственных органов, приняли участие представители непарламентских политических партий «Ауыл» и Общенациональной Социал-демократической партии, члены Национального совета общественного доверия, представители неправительственных организаций.
В ходе обсуждения законопроекта в рабочую группу поступили поправки редакционные, не меняющие смысла норм. Данные поправки были единогласно одобрены членами рабочей группы. Также обсуждались предложения о внесении изменений в части разделения квоты, отдельно для женщин и отдельно для молодежи.
Альянс женских сил внес свои поправки в законопроект и предложил: разделить гендерный и возрастной подходы при формировании партийных списков; мужчины и женщины должны быть представлены в партийных списках кандидатов в депутаты в соотношении 50 на 50, то есть на условиях равноправия; партийные списки кандидатов в депутаты должны формироваться по принципу «зебры»: мужчина – женщина – мужчина – женщина; в каждой гендерной группе: и среди мужчин, и среди женщин предусмотреть 10%-е квоты на представленность молодежи.
В рабочей группе эти вопросы были подробно обсуждены и отклонены. Это были предложения Альянса,, а не поправки. Все депутаты высказали свое мнение. Аргументы руководителя рабочей группы Снежанны Имашевой были следующие:

  1. По предложению разделить гендерный и возрастной подходы:
    Действительно, в части разделения квот были сначала вопросы. Были похожие предложения у другого члена рабочей группы. Такие же поступили предложения от ООН-Женщины и других неправительственных объединений. Можно было внести поправку. Однако встал вопрос: как правильно выделить квоту для молодежи. Если брать эту цифру пропорционально численности населения, то людей в возрасте 20-28 лет (для списков маслихатов) порядка 3 миллионов, если же взять группу молодых людей 25-28 лет (Мажилис), то их в три раза меньше. Обратились к международному опыту, мнениям экспертов, которые говорят, что «квота для новичков» относительно новое явление в международной практике. Порядка десяти стран, таких как Мексика, Венгрия, Никарагуа и др. имеют подобные квоты, но предельный возраст для молодежи в эти странах составляет от 30-до 45 лет. В то время как казахстанская молодежь — это люди до 29 лет. Если с квотами для женщин есть более четкая определенность, то вопрос отдельной квоты для молодых требует дополнительного изучения, экспертных оценок и более широкого обсуждения (за пределами рамок нашей рабочей группы). Из-за таких вопросов и была приостановлена работа над поправкой.
  2. По предложению разделить список мужчин и женщин 50/50:
    В пользу 30% квоты были большинство поступивших предложений. Эксперты считают, что это самое оптимальное число, создающее нужные балансы и противовесы. Член рабочей группы Халида Ажигулова, как ученый занимающийся гендерными вопросами, подтвердила, что 30% это не цифра, взятая с потолка, а научно выверенный подход. Ссылки на опыт Руанды, Боливии, Кубы, где число женщин в парламентах более 50% еще надо обсуждать. Руководитель рабочей группы пояснила, что склоняется к мнению, что чисто математическое представление женщин на уровне маслихатов и Мажилиса может быть и даст красивый количественный результат, но вряд ли даст качественный. Женщинам, необходимо добиваться реального усиления своего влияния на принимаемые на уровне власти решения. В свою очередь, она привела в пример одну из стран Латинской Америки, где в начале 90х были введены квоты для женщин, однако результаты этого опыта были не утешительными, так как большинство мест в парламенте заняли жены и родственницы мужчин политиков и олигархов, и они не были озабочены обсуждением насущных вопросов важных для активисток. Благая идея, в сущности, оказалась выхолощенной (материал выдал GOOGLE). Поэтому она и выразила опасение, что в погоне за рейтингами не получим ли и мы ситуацию, когда в списках кандидатов окажутся случайные люди, только по признаку родства и свойства (дочери, жены, сестры, қудағи политиков и бизнесменов). Это был только пример, а не аргумент. Снежанна Имашева выразила поддержку в пользу новых норм и отметила, что впредь политические партии будут вынуждены обращать свое внимание на активных женщин и молодежь и вовлекать их в свои ряды.
  3. По предложению «полосатый список»:
    Законопроекты не касались порядка расположения кандидатов в списке. В алфавитном, возрастном, гендерном или ином порядке это право остается на усмотрение самой партии. Поэтому же принципу разделение кандидатов внутри квоты остается на усмотрение самой партии.
    Поэтому после обсуждения, предложения, внесенные Альянсом были отклонены.
    Член рабочей группы Марат Башимов также указал, что в Конституции Республики Казахстан указан основной принцип выборов – это принцип народовластия. Народ является источником власти и кого он выберет – это его законный выбор. Какой человек и какая партия ему предпочтительней, отражает ли она его интересы и за кого можно проголосовать. В тоже время допускается так называемая «позитивная дискриминация», когда на законодательном уровне надо закрепить права лиц, которые в данный момент в этом нуждаются. Поэтому формулировка не менее 30 % — означает, что может быть женщин, и лиц не достигших 29 лет и больше. И 60% и 70% и т.д.
    После бурного обсуждения приняли обсужденную поправку.
    Андрей Чеботарев внес свои четыре предложения. К примеру в статью 14. Реорганизация и ликвидация политической партии. Но эти четыре предложения не касались положений, внесенной концепцией законопроекта.
    Одна из них звучала так: «политическая партия ликвидируется:
    3) по решению Верховного Суда Республики Казахстан.
  4. По решению Верховного суда Республики Казахстан политическая партия может быть ликвидирована в случаях:
    1) совершения постоянно действующим руководящим органом политической партии действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики Казахстан, подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной, религиозной и родовой розни;
    2) получение и использование политической партии денежных средств от иностранных государств, юридических лиц и граждан, лиц без гражданства, юридических лиц с иностранным участием и международных организаций.
    Ликвидация политической партии по решению Верховного суда Республики Казахстан может быть обжалована в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.» Предложения оставили на будущее.
    Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе рассмотрел проект закона и поддержал предложения рабочей группы в части изменений редакционного характера. Постоянные комитеты Мажилиса Парламента представили положительные заключения по законопроекту.
    Руководитель рабочей группы выразила благодарность всем участникам рабочей группы за предложения и поддержку, особенно представителям непарламентских партий Рахимжанову Асхату, Рахимбекову Толеутаю, членам Национального совета общественного доверия Чеботареву Андрею, Башимову Марату, представителям гражданского общества Сарсембаевой Раушан, Ажигуловой Халиде, Болысову Тохтару за активность и сотрудничество в работе над этим очень важным законопроектом.
    Мажилис одобрив, на пленарном заседании, направил данный законопроект в Сенат Парламента Казахстана.
    Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе, рассмотрев проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (далее – законопроект), отметил: «Законопроект разработан в соответствии с Планом мероприятий по реализации поручений Президента Республики Казахстан К.К. Токаева, данных на втором заседании Национального совета общественного доверия.
    Целью принятия законопроекта является стимулирование участия женщин и молодежи в общественно-политических процессах страны. В этой связи предлагается законодательно предусмотреть введение обязательной тридцатипроцентной квоты для женщин и молодежи в избирательных партийных списках кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов на стадии их регистрации. Предлагаемая норма будет стимулировать политические партии более активно работать с разными социальными группами и учитывать их интересы в своей деятельности. Активное вовлечение женщин и молодого поколения в решение политических вопросов в стране позволит качественно обновлять избирательные списки новыми кандидатами.
    При обсуждении законопроекта в рамках рабочей группы были рассмотрены предложения депутатов Мажилиса Парламента и Отдела законодательства, по тексту законопроекта внесены поправки редакционного, уточняющего характера по юридической технике с целью исключения правовых пробелов, приведения норм законопроекта в соответствие друг другу и другим законодательным актам Республики Казахстан. Постоянные комитеты Мажилиса Парламента представили положительные заключения по законопроекту.
    Проведено 4 заседания рабочей группы с участием депутатов Мажилиса Парламента, представителей заинтересованных государственных органов, членов Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан, представителей политических партий, не представленных в Парламенте, неправительственных и правозащитных организаций.
    Мажилис одобрив, на пленарном заседании, направил данный законопроект в Сенат Парламента Казахстана.
    Все эти законопроекты соответствуют демократическим принципам, международным стандартам в области прав человека и поднимают на более высокий уровень — более эффективную защиту конституционных прав граждан.

Марат Башимов