Работа в условиях введения чрезвычайного положения, пандемии коронавируса, «ручное управление» Президентом страны К.-Ж.Токаевым – однозначно укрепил экспертов во мнении о необходимости формирования моделей принятия решений государством и реализации государственных функций, основанных на активном участии гражданского общества в управлении государством. И самое главное, с развитием информационных технологий, интернета, социальных сетей — на использовании современных механизмов общественного контроля.
Именно, нахождение наших граждан в домашних условиях в режиме карантина, массовое вовлечение в социальные сети, получение альтернативной непроверенной, политизированной информации по каналу ютуб, усиление общественной протестности, особенно по вопросам коррупциогенности, непрозрачности принимаемых решений, непоследовательности в вопросах доступа к информации, в правовом регулировании, пересмотре вопросов общественного контроля и усиления роли общества в принятии государственно-управленческих решений – вот лозунг сегодняшнего дня и направление работы на будущее, реализации концепции «Слышащего государства».
Доступ к информации, открытое, прозрачное, понятное всем принятие государственно-управленческих решений, в том числе, в системе здравоохранения и активное взаимодействие между органами государственной власти, экспертным сообществом и институтами гражданского общества – вот что нужно для простого гражданина. Тогда и возрастет доверие к государственным институтам. В развитых, демократических странах именно на это и опираются.
В нашей Конституции Республики Казахстан, однозначно установлены конституционные принципы участия граждан в управлении государством. Это статья 3 Конституции, которая устанавливает, что «единственным источником государственной власти является народ» и статья 33 «граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Принцип народовластия, конечно, предоставляет конституционное равенство прав и возможностей граждан в управлении общественными делами, но на деле конечно – нет. Реальное влияние отдельных граждан на принятие государственных решений сведены к нулю. Поэтому важными являются конституционные принципы статьи Конституции, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы», которые ориентируют государственную власть на полную реализацию конституционных прав и свобод граждан. Отсюда принципиально важными для полного волеизъявления граждан являются механизмы обеспечения ответственности органов государственной власти, государственных институтов, их подконтрольности гражданскому обществу и гражданину.
Стоит большая задача по переформатированию деятельности общественных советов при государственных органах. Эффективность деятельности общественных советов, в целом, крайне минимальна.
Поэтому возникшая в последнее время жесткая критика деятельности органов государственной власти, недостаточной эффективности их решений, увеличившееся количество обращений – свидетельствует о проблемах во взаимодействии государства и общества. Вслед за созданием государственных информационных интернет-порталов, важно также привлечение гражданского общества в процесс формирования и реализации государственной политики..
Конечно, надо признать, что на сегодня важным остается нерешенная проблема – как отсутствие системного подхода при взаимодействии органов государственного управления с населением. Отсутствие системного подхода в решении проблем не позволяет в полной мере использовать формы общественного участия и общественного контроля в целях повышения качества государственного управления. У руководства органов государственного управления нет точного, полного анализа проблем и путей решения по обращениям, жалобам, предложениям наших граждан. Есть только созданный отдел, непосредственной подчиненный Президенту страны К.-Ж.Токаеву. Этот пример, как раз показывает в каком направлении должен двигаться госаппарат, создавая при руководителях отделы по анализу и предложениям, что сразу увеличит решение проблем каналов обратной связи с населением.
Необходим: системный мониторинг и анализ работы каналов прямой
и обратной связи с населением; оперативное реагирование на поступающие запросы СМИ, НПО и населения; переход от высокоцентрализованной системы к принципу «снизу-вверх».
Конкретная работа должна вестись по следующим направлениям:
Системный мониторинг и анализ работы каналов прямой
и обратной связи с населением. Принятие несистематизированных мер и отсутствие анализа приводит к фрагментарности и формальности регулирования процесса взаимодействия населения с государственными органами. Во избежание вышеуказанных проблем во всех государственных органах должны быть определены подразделения по работе с населением, находящиеся в подчинении непосредственно первого руководителя государственного органа, то есть министра. Данное подразделение должно анализировать работу государственного органа с каналами прямой и обратной связи, осуществлять контроль за качеством ответов на обращения и вырабатывать системные меры по решению поступающих от населения проблемных вопросов. На постоянной основе должны проводиться обучение государственных служащих новым формам взаимодействия с населением, а также оказываться соответствующая методологическая поддержка. Данная мера позволит дать объективную оценку качеству работы министерств с населением, решать существующие и способствовать своевременному выявлению потенциальных проблем.
Основную роль в процессе выстраивания эффективных коммуникаций с населением играют средства массовой информации и социальные сети, являющиеся отражением общественно-социальной повестки дня. В целях объективной оценки населением происходящих событий, представителям государственных органов необходимо оперативно представлять информацию о реальной картине путем обращения через СМИ и социальные сети. В первую очередь, в кризисных и чрезвычайных ситуациях. Тесное сотрудничество государственных органов со СМИ и неправительственными организациями поможет заблаговременно выявить нарастающие проблемные вопросы среди населения и не допустить их развития. Активное привлечение СМИ и НПО позволит повысить эффективность информационно-разъяснительных мероприятий, а своевременное удовлетворение потребностей общества в информации будет способствовать активизации общественных процессов. Кроме того, для повышения эффективности деятельности пресс-служб государственных органов необходимо внедрить систему их оценки, предусматривающую такие критерии, как качество работы в сети Интернет, взаимодействие со СМИ, оперативность реагирования на кризисные и чрезвычайные ситуации, а также открытость и готовность к контактам с прессой. Соответствующие предложения предлагается реализовать путем внесения корректив в Систему ежегодной оценки эффективности деятельности государственных органов, Типовое положение об уполномоченном лице (подразделении) по взаимодействию со СМИ, а также путем проведения опросов непосредственно самих средств массовой информации.
Государственные органы, в целом, болезненно реагирует на позитивную критику и предложения НПО и СМИ. Сложившаяся отечественная практика гражданского участия в решении актуальных социальных вопросов носит стихийный характер и является скорее эмоциональной реакцией, чем рациональной практикой. В целях усиления вовлечения общественности в основу процесса принятия любого государственного решения предлагается заложить следующий алгоритм: «Анализ и выявление актуальных проблем населения – Выработка вариантов решения и обсуждение с экспертным сообществом – Обсуждение и выбор варианта решения проблемы – Принятие необходимых мер – Общественная оценка эффективности принятых мер». Применение данного алгоритма будет способствовать полноценному участию граждан в разработке и реализации управленческих решений, а также созданию системы постоянного информирования и диалога. Для реализации указанного подхода одобряется:
− урегулирование на законодательном уровне порядка участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии государственных решений, а также требований к организации публичных обсуждений и консультаций, общественных мониторингов и т.п.;
− включение в положение министерств функции по вовлечению общественности в процесс принятия решений и придание ей, тем самым, статуса универсальной государственной функции (наравне с работой по рассмотрению обращений физических и юридических лиц);
− развитие «института партнерства» путем постоянного участия в заседаниях министерств — членов Общественного Совета
− Заседания Общественного Совета проводить не раз в квартал, а еженедельно, по требованию Общественного Совета
− Постоянное, регулярное проведение по мере необходимости общественных слушаний
− разработка и утверждение национального регламента (стандарта) по вовлечению и участию населения в процессе принятия решений
− разработка и утверждение типовой модели открытости министерств, которая будет пошагово регламентировать процесс принятия государственных решений с участием населения;
− заключение министерств соглашений о взаимодействии в рамках общественного участия и экспертной реакции с крупными неправительственными организациями и объединениями бизнеса;
− проведение общественной оценки достигнутых результатов
− подготовка и опубликование Министерствами обязательных ежегодных докладов по результатам учета предложений, полученных в рамках общественного участия в принятии решений;
− опубликование на сайте Министерств здравоохранения альтернативных консолидированных докладов НПО, специализирующихся в данной сфере
− для исключения конфликта интересов и противодействию коррупции – исключить подчинение аудита руководителю структуры.-
К. Коканов