Әділ және беделді сот жүйесі қазіргі құқықтық мемлекеттің ажырамас белгісі болып табылады.
Справедливая и авторитетная судебная власть является неотъемлемым атрибутом современного правового государства.
Fair and authoritative judicial power is inteqral to modern law-based state.
За годы независимости благодаря поддержке Первого Президента — Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева в нашей стране произошли кардинальные преобразования, направленные на создание независимого и эффективного правосудия.
Важным результатом стали внедрение трехзвенной судебной системы, совершенствование института присяжных заседателей, передача судам санкционирования ареста, негласных и других следственных действий, затрагивающих конституционные права граждан. Созданы специализированные суды, наращивается работа инвестиционного суда. Введен и достаточно широко применяется институт медиации, в том числе и самими судьями.
Интенсивно развивается электронное судопроизводство. Верховным Судом Республики разработана и внедрена система электронного документооборота, которая обеспечивает учет в судах всей корреспонденции, включая судебные дела, автоматизированное их распределение между судьями, видео и аудио фиксация судебных процессов, подача гражданских исков онлайн через судебный кабинет.
5 октября 2018 года в своем Послании народу Казахстана Елбасы поставил перед Верховным Судом ряд стратегических задач. Важнейшая из них-повышение доверия к суду казахстанцев, бизнеса, инвесторов и международного сообщества. Ещё одна важная для любой судебно-правовой системы цель-обеспечение подлинного верховенства права.
Елбасы поручил продолжить внедрение современных форматов работы судов и передовых электронных сервисов. Качественное развитие и обновление кадров судебной системы, а также необходимо создать стимулы, чтобы судьями стремились стать лучшие юристы. Необходима понятная и предсказуемая судебная практика, особенно при судебных спорах между бизнесом и госструктурами, а также исключение возможностей неправомерного влияния на судей.
Повышение общего уровня доверия населения к судам предложено закрепить в качестве приоритетной цели развития судов в ближайшем периоде.
Президент страны Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в своей инаугурационной речи особо подчеркнул на необходимость ужесточения системы отбора судей и кандидатов на эту должность. Как отметил Глава государства: «суд должен стать последней инстанцией граждан на справедливость».
Проведена корректировка конституционных основ судебной системы. Упрощена процедура обращения судов в Конституционный Совет с представлениями о проверки конституционности применяемого закона или иного нормативного правового акта. В целях усиления независимости судей и стимулирования судейского активизма исключено формальное требование о подписании представлений председателями соответствующих судов.
Парламентом страны были приняты, инициированные Елбасы и Президентом страны важные изменения и дополнения в законодательные акты по вопросам модернизации судебной системы, качественного развития и обновления судейских кадров, усиление гарантий независимости судей и исключение неправомерного влияния на судей, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства. Повышен статус Высшего Судебного Совета, ему передан весь комплекс кадровых вопросов судейского корпуса.
По инициативе Председателя Верховного Суда Ж.К. Асанова в рамках проекта «Семь камней правосудия» выработан алгоритм и реализован целый комплекс мер по модернизации судебной системы. Они уже дали результаты не только для судей, но и для людей и бизнеса.
В то же время жизнь не стоит на месте, требуя дальнейшего совершенствования и укрепления судебной системы.
В Послании Конституционного Совета Республики от 22 июня 2020 года «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» указано: «Законодательство должно успевать за быстро меняющимися реалиями государственной и общественной жизни, не допуская пробелов и сомнений в состоятельности решений, принимаемых по насущным вопросам. В условиях унитарного государства важным является обеспечение единообразной правотворческой и правоприменительной практики».
В своем Послании народу Казахстана 2 сентября 2019 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил: «Ключевым фактором усиления защиты прав граждан и их безопасности являются глубокие реформы судебной и правоохранительной систем. Необходимо осуществить ряд серьезных мер по улучшению качества судебных решений. Право судьи на вынесение решения, исходя из закона и внутренних убеждений, остается незыблемым. Однако следует провести тщательный анализ судебных решений, обеспечить единообразие судебной практики.
В публично-правовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане зачастую находятся в неравных условиях. Их возможности несоизмеримы с ресурсами госаппарата. Поэтому необходимо внедрение административной юстиции, как особого механизма разрешения споров, нивелирующего эту разницу.
Впредь при разрешении споров суд будет вправе инициировать сбор дополнительных доказательств, ответственность за сбор которых, ляжет на государственный орган, а не на гражданина или бизнес.
Все противоречия и неясности законодательства должны трактоваться в пользу граждан».
Выполняя поручения Елбасы и Главы государства Мажилисом Парламента в мае текущего года принят ряд законопроектов, направленных на дальнейшее совершенствование судебной системы страны.
Среди них такие важные, как проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан по вопросам внедрения современных форматов работы судов, сокращение излишних судебных процедур и издержек».
Законопроект направлен на продолжение модернизации судебной системы, сокращение излишних судебных процедур, которые приводят к необоснованным затратам времени и ресурсов, внедрение передовых электронных сервисов и предусматривает три основных блока поправок по:
1) внедрению новых подходов к процессуальной роли судьи и других участников судопроизводства;
2) оптимизации процессуальных действий;
3) дальнейшей цифровизации судопроизводства.
Особенность данного законопроекта в том, что он кардинально меняет саму парадигму роли судьи в гражданском процессе. Если до сих пор судьи руководствовались принципом нейтральности при рассмотрении дел, то теперь усиливается активная роль суда. Такой подход соответствует лучшему мировому опыту в гражданском судопроизводстве.
В частности, для своевременного и полного рассмотрения дела судье представляется право принимать меры по проверки обоснованности доводов сторон и достоверности представленных ими доказательств, обсуждать со сторонами (стороной) обстоятельства дела, уточнять правовые позиции и доводы сторон, содействовать своевременному и полному сбору доказательств, их исследованию, давать судебные поручения, освобождать от оплаты юридической помощи и возмещения расходов, связанных с представительством, назначать официального представителя-адвоката по отдельным категориям дел.
Новый формат работы судов также связан с оптимизацией судопроизводства через расширение сферы применения упрощенного производства; рассмотрение судом несложных вопросов без вызова сторон; сокращение отдельных процессуальных актов и действий; усиление роли альтернативных способов решения споров (примирительных процедур, арбитражного решения путем оптимизации порядка рассмотрения заявления о принудительном исполнении); совершенствование института тайны совещания; предоставление судье права на единоличное рассмотрение отдельных вопросов и другие.
Предлагаемая законопроектом регламентация отдельных особенностей электронного судопроизводства позволит обеспечить оперативность и транспарентность правосудия, упростит принятие процессуальных решений, оформление судебных актов и документов.
При обсуждении законопроекта в рамках рабочей группы депутатами внесены поправки относительно устранения противоречий и улучшение норм, предусматривающих активность суда в процессе собирания доказательств в гражданском процессе, а также другие новшества относительно электронного протокола, дистанционного участия в процессе, использования участниками процесса электронных гаджетов и других технических средств, установление годичного срока действия определения суда об обеспечении иска. Депутатами внесены поправки в нормы, регламентирующие отвод лиц, участвующих в рассмотрении дела, процессуальные положения переводчика, особенности вынесения решения по делам упрощенного (письменного) производства. Предложено сокращение сроков направления судебного акта до трех дней. Депутаты также подняли вопрос о гарантиях обеспечения объективности судьи, в связи с чем, внесли поправку, предусматривающую обязательное ведение протокола при подготовке дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции по ходатайству сторон.
В рамках развития примирительных процедур предусмотрены нормы, согласно которым при обращении и в суд в исковом заявлении истцы должны будут указать сведения о предпринятых стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и приложить документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) таких действий.
Также приняты поправки в нормы, регламентирующие дальнейшее рассмотрение дела в случаях, если стороны не достигли соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации при содействии судьи.
Данный законопроект был направлен в Сенат Парламента, который одобрил его в двух чтениях и 10 июня текущего года Глава государства подписал закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан по вопросам внедрения современных форматов работы судов, сокращение излишних судебных процедур и издержек».
По мнению практиков, ожидаемыми результатами реализации этого закона будут модернизация судебной системы и совершенствование гражданского процессуального законодательства, сокращение излишних судебных процедур и внедрение передовых электронных сервисов. Главная цель закона — оптимизация процесса, сделать его современным, необременительным ни для суда, ни для сторон. Эти изменения и поправки должны быть понятны народу и обществу.
Теперь важно, чтобы судьи эффективно и компетентно пользовались своими новыми полномочиями. Необходимо также повышать уровень юридической грамотности населения — это один из важнейших аспектов развития любого общества.
Другими не менее важными законопроектами являются принятые Мажилисом Парламента проекты «Административного процедурно- процессуального кодекса Республики Казахстан» и Закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административного процедурно-процессуального законодательства Республики Казахстан».
Основной целью проекта Кодекса является закрепление гарантий, которые позволят гражданам реально участвовать в процессе принятия управленческих решений и установление эффективных механизмов защиты прав граждан при рассмотрении споров с органами власти в вышестоящем органе и суде. Это дальнейшее укрепление конструктивного диалога населения и органов власти, повышение ответственности государственных органов, что, безусловно, соответствует политике «слышащего государства», способного своевременно реагировать на нужды населения. При принятии органами власти управленческих решений в отношении граждан закрепляются процедурные гарантии, обеспечивающие обратную связь. Основное правило заключается в том, что субъект власти обязан выслушать мнение заинтересованного гражданина перед принятием окончательного решения.
Согласно законопроекту вводится новая гарантия защиты прав граждан, называемая «правом на доверие участника административной процедуры». Предусматривается, что незаконный акт, благоприятный для гражданина, но принятый с нарушением законодательства, не будет отменен при наличии трех условий: если не затронуты государственные и общественные интересы, если должностным лицом не совершены противоправные действия, установленные приговором суда, и если сам заявитель не представлял недостоверные документы.
Принцип охраны права на доверие доказал свою эффективность во многих странах ОЭСЭР, где административная юстиция функционирует давно. Для законопослушного гражданина это право — дополнительная гарантия от субъективного рассмотрения чиновника и защита от его ошибок.
Проект Кодекса устанавливает в едином законодательном акте правовые основы, принципы, правила осуществления административных процедур и судопроизводства в сфере публичных правоотношений.
Так, проектом Кодекса предусматриваются следующие основные положения:
1) новые принципы при осуществлении административных процедур, в частности, соразмерности, приоритете прав и запрете на злоупотребление формальными требованиями;
2) правовая категория «административный орган», которым признаются не только государственные органы, но и организации, наделенные принимать властные решения;
3) процедурная гарантия быть заслушанным при осуществлении административных процедур;
4) принцип активной роли суда;
5) презумпция виновности государственного органа при рассмотрении спора в суде, за исключением отдельных случаев;
6) обязательное досудебное обжалование, за исключение отдельных видов споров.
При обсуждении проекта Кодекса в рамках рабочей группы депутатами Мажилиса Парламента внесены существенные поправки, которые направлены на совершенствование и улучшение норм законопроекта.
В частности, проект Кодекса дополнен новой статьей, содержащей задачи административных процедур и административного судопроизводства.
Так, в качестве задач административных процедур предлагается закрепить следующие:
полная реализация публичных прав, свобод и интересов физических и юридических лиц;
достижение баланса частных и общественных интересов в публично-правовых отношениях;
обеспечение эффективного и прозрачного государственного управления, в том числе посредством участия лиц в принятии управленческих решений;
укрепление законности в публично-правовой сфере.
В свою очередь задачей административного судопроизводства должно являться справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение административных дел с целью эффективной защиты и восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений.
Внедряются новые принципы защиты физических лиц от возможных злоупотреблений со стороны субъектов власти. Например, принцип приоритета прав обязывает правоприменителей толковать все сомнения, противоречия и неясности законодательства в пользу граждан.
По инициативе депутатов внесен ряд поправок касательно принципов административных процедур и судопроизводства, а также в понятийный аппарат, значительно доработаны статьи проекта Кодекса о принципах соразмерности, достоверности охраны права на доверие, активной роли суда, внесены поправки, касательно ключевых норм о процедуре заслушивания гражданина государственным органом по его обращению и другие.
Также внесены поправки в статью 127 проекта Кодекса о денежном взыскании, налагаемых судом за неисполнение его решений, проявления неуважения к суду, злоупотребление процессуальными правами или невыполнения процессуальных обязанностей. Денежное взыскание является действенным механизмом судебного контроля по своевременному исполнению судебных актов, что является гарантией полноценного восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.
После принятия Кодекса будут созданы специализированные административные суды, переформатирована и построена по-новому работа всех государственных органов по рассмотрению обращений граждан и организаций.
Сопутствующим законопроектом приводятся в соответствие нормы отдельных законодательных актов Республики Казахстан с положениями основного законопроекта (вносятся поправки в 14 Кодексов и 73 закона), а также устраняются правовые пробелы и коллизии, которые возникнут при его принятии.
В частности, законопроектом предусматривается перенос нормативных положений в части внутренних процедур и актов, содержащихся в действующем Законе «Об административных процедурах», в иные законодательные акты.
В Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» внесен блок поправок, регламентирующие нормы о наименовании и подсудности новых специализированных административных судов, которые будут рассматривать дела в публично-правовой сфере, согласно основному законопроекту.
Из Гражданского процессуального кодекса переносится глава 28 «Производство по заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) местных исполнительных органов, нарушающих права граждан на участие в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя» в основной законопроект, то есть такие дела будут рассматриваться в соответствии с проектом Административного процедурно-процессуального кодекса Республики.
Указанный законопроект направлен в Сенат Парламента для рассмотрения, который 18 июня текущего года одобрил его и направил на подпись Главе государства.
Всю подготовительную работу уполномоченным органам необходимо проводить уже сейчас, заблаговременно. При этом важно разъяснить населению актуальные новеллы Кодекса и новых законов, а также организовать обучающие семинары для самих государственных служащих, которые рассматривают обращения физических и юридических лиц.
Реализация принятых законодательных актов и указанных мер позволит обеспечить строгое соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, повысит эффективность отправления правосудия и станет очередным шагом к созданию современного и открытого судопроизводства, укреплению доверия граждан к судам.
Реформы последних лет в правовой сфере позволят сделать правосудие в Казахстане одним из самым доступных и оперативных.
В. Олейник
Депутат Мажилиса Парламента
Республики Казахстан,
член партии «NurOtan»