Накануне Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан по вопросам внедрения современных форматов работы судов, сокращения излишних судебных процедур и издержек».
Принятый пакет поправок в гражданско-процессуальное законодательство преду¬сматривает корректировку отдельных полномочий судьи: наличие права высказать свою правовую позицию по обстоя-тельствам дела, по доказательствам, представленным сторонами, дать судебное поручение, назначить адвоката по отдельным категориям дел.
Справедливое судебное разбирательство как основной элемент верховенства права требует разумного отношения к роли судьи в процессе как ключевой фигуры, обеспечиваю¬щей подлинное равноправие сторон.
К примеру, в соответствии со статьей 22-1 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее-ГК) гражданская дееспособность в полном объеме возникает с достижением восемнадцатилетнего возраста. Несовершеннолетние подростки в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно (без согласия родителей, усыновителей и попечителя) совершать сделки, перечисленные в статье 22 ГК. Все иные сделки должны совершаться только с письменного согласия их родителей, усыновителей и попечителя.
Исключением из данного правила о возникновении полной дееспособности связано со вступлением несовершеннолетнего лица в брак и объявление его в соответствии со статьей 24 ГК органом опеки и попечительства либо решением суда полностью дееспособным (эмансипация).
Если несовершеннолетний достиг возраста шестнадцати лет и имеет самостоятельный источник дохода, то он вправе (после того, как ему было отказано органом опеки и попечительства) с согласия родителей, усыновителей или попечителя обратиться в суд по месту своего жительства с заявлением об объявлении его полностью дееспособным.
В целях обеспечения равноправия, защиты и реализации прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, Законом введены полномочия суда по назначению официального представителя адвоката. При этом адвокат наделён полномочиями законного представителя несовершеннолетнего.
Цель эмансипации – освобождение несовершеннолетнего от необходимости каждый раз получать от законных представителей согласие на совершение сделок.
При рассмотрении гражданского дела, одной из сторон в котором является несовершеннолетний, объявленный в соответствии со статьей 22-1 ГК эмансипированным, необходимо учитывать, что такой несовершеннолетний обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязанности (в том числе самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда).
Представляется, что при проведении процедуры эмансипации речь должна идти только о подаче заявления самим несовершеннолетним. Инициатива должна исходить именно от него, так как в ходе этой процедуры будет разрешаться вопрос, имеющий самое непосредственное отношение к осуществлению его конституционного права на занятие экономической деятельностью в силу ст. 34 Конституции Республики Казахстан.
По общему правилу является обязательным согласие на эмансипацию несовершеннолетнего обоих родителей (усыновителей). Если один из родителей (усыновителей) выражает такое согласие, а другой возражает, орган опеки и попечительства должен поступить следующим образом.
Обстоятельства, на которые ссылается родитель (усыновитель), не дающий согласия на эмансипацию, должны быть изучены. Если эти возражения признаются существенными, в эмансипации может быть отказано и дело должно рассматриваться в суде. Если орган опеки и попечительства сочтет указанные обстоятельства незначительными, он вправе принять положительное решение, которое, однако, может быть обжаловано родителем (усыновителем), не давшим согласия на эмансипацию.
Здесь также нельзя не указать, что при возникновении ситуации, когда один из родителей признан безвестно отсутствующим либо его местонахождение невозможно установить, тяжело болен или по другим причинам не может дать согласие на эмансипацию следует сделать исключение: принимать письменное согласие одного из родителей.
Но в случае, когда невозможно установить местонахождение обоих родителей, орган опеки и попечительства должен отказать заявителю в эмансипации и разъяснить его право на обращение в суд (с условием, что ему исполнилось 14 лет).
В данном случае, в целях соблюдения прав несовершеннолетнего судья решает вопрос о назначении официального представителя – адвоката для представления и защиты им интересов несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, в процессе по возбужденному делу.
Однако данная процедура эмансипации не так уж часто применяется в отношении несовершеннолетних. Довольно низкий процент применения, варьирующий от 1 до 2 %, свидетельствует о том, что эмансипация не получила своего должного распространения. Тогда как эта мера рекомендована международными стандартами для широкого применения именно к лицам, находящимся в силу несовершеннолетнего возраста в уязвимом положении.
Ж. Алпысбаева
Судья специализированного
межрайонного суда по делам
несовершеннолетних г. Нур-Султан