Деятельность агентства по финмониторингу в целях противодействия теневой экономике должна выйти на более высокий уровень

По Закону финансовый мониторинг – это совокупность мер по сбору, обработке, анализу и использованию сведений и информации об операциях с деньгами и иным имуществом, осуществляемых уполномоченным органом и субъектом финансового мониторинга.
Понятие «финансовый мониторинг» появилось в казахстанском законодательстве в связи с принятием 28 августа 2009 года Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма».
По Закону субъекты финансового мониторинга направляют информацию о подозрительной сделке в уполномоченный государством орган, который назывался Комитет финансового мониторинга Минфина Республики Казахстан, теперь Агентство финансового мониторинга при Президенте Республики Казахстан. Субъектами финансового мониторинга были банки, биржи, страховщики, ЕНПФ, рынок ценных бумаг, нотариусы, адвокаты, бухгалтерские организации, организации игорного бизнеса и лотерей, операторы почты, микрофинансовые организации и операторы систем электронных денег и другие субъекты.
Почему борьба с теневой экономикой выходит на первый план? Это вопросы национальной безопасности. Налоговые и таможенные поступления являются основной статьей дохода в республиканском бюджете. Как отмечал Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев ее доля в общей сумме доходов в 2020 году сократилась до 47 %. Годом ранее она достигала 65 %. Отмечается низкий уровень собираемости таможенных платежей. Широко применяется практика недостоверного декларирования. Только на границе с Китаем количество таких фактов составило около 50 тысяч. И это в период пандемии и повсеместных локдаунов. Расхождения в зеркальной статистике с Китаем – более 5 миллиардов долларов. Контрабанда – это не только неуплаченные налоги. Это прямая угроза отечественной промышленности, здоровью граждан, окружающей среде. Можно констатировать, что одна из важнейших системных политик государства – таможенно-тарифная – недостаточно эффективна. Глава государства поручил Правительству разработать Комплексную программу противодействия нелегальному торговому обороту на границах государства до 1 сентября текущего года. Программа должна предусматривать кардинальное улучшение таможенного администрирования, совершенствование техрегулирования, экспортного и иных видов госконтроля на границе. Было указано, что необходимо системно усилить работу с лжепредприятиями и злостными неплательщиками. По официальным оценкам около четверти ВВП, а по данным Всемирного банка – 40 %, находится в «серой» зоне. Обороты преступных групп, занимающихся обналичиванием, иными нелегальными способами получения доходов, исчисляются триллионами тенге.
В 2019 году к Комитету финмониторинга Министерства финансов была добавлена Служба экономических расследований. Это дало положительный эффект. В прошлом году было возбуждено рекордное число дел в отношении организованных преступных групп в сфере теневой экономики. Пресечена деятельность 73 преступных групп, снижен объем обналичивания денег. Президент четко дал понять, что это только начало работы.
Поэтому Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев повысил статус данного органа и создал подразделение — Агентство по борьбе с экономическими преступлениями при Президенте. Что важно Глава государства учел, что это повысит автономность принятия решений, исключит конфликт интересов. Данное ведомство совместно с Правительством и другими органами должно приступить к реализации мер по борьбе против «теневой» экономики. К 2025 году она не должна превышать 15 %. Это очень серьезная задача, которая стоит перед Правительством в целом и, конечно, перед вновь создаваемым Агентством. Кроме этого, было отмечено в части вывода капитала — четкого исполнения поручений Главы государства по обложению налогами средств, выводящихся в оффшоры.
Руководителем Агентства был назначен Указом Президента — Жанат Элиманов. Он окончил Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова. Трудовую деятельность начал в 2000 году с должности и.о. прокурора отдела по надзору за законностью судебных постановлений и исполнительного производства прокуратуры г. Караганды. С 2000 по 2007 год работал в органах прокуратуры Карагандинской области и г. Нур-Султан. С 2007 по 2017 годы занимал различные должности в структурах министерства юстиций и финансов, Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. С 2017 по 2019 годы занимал руководящие должности в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры РК. С февраля по апрель 2019 года работал заместителем прокурора Карагандинской области. С апреля 2019 года занимал должность заместителя председателя Комитета по финансовому мониторингу МФ РК. С января 2020 года занимал должность председателя Комитета по финансовому мониторингу Минфина РК.
Так что опыт Жанат Элиманов имеет. Теперь ему надо вместе с гражданским обществом, заинтересованном в борьбе с теневой экономикой – проводить непримиримую борьбу с этими преступлениями. Работа ведомства должна быть подотчетной, прозрачной и понятной, потому что эта сфера сопряжена с коррупционными преступлениями, международными организованными группами. И это вопросы национальной безопасности.

М.Ашимов