Еще в начале года, 26 января 2021 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства четко обозначил приоритеты государственной политики Казахстана. Им было отмечено, что в условиях пандемии коронавируса предпринимательству была оказана беспрецедентная поддержка. Это сфера и стройиндурстрии, как локомотива экономики и автопрома и других. Но отмечалось и необходимость соответствующей отдачи и бизнеса. Государственная помощь оказывалась для того, чтобы росло благосостояние в первую очередь работников и граждан в целом.
Новыми задачами стали – «перенастройка» системных политики. Кризис ярко высветил застарелые проблемы национальной экономики. Одна из важнейших системных политик, как указал Глава государства – это налоговая, она должна стимулировать формирование новой структуры экономики. Экономики, основанной на конкурентоспособном несырьевом секторе, качественных инвестициях, встроенной в цепочки добавленной стоимости. В рамках антикризисных предоставили широкий спектр налоговых стимулов. Все они оправдали себя. Сейчас, в период восстановительного роста, Правительству следует выработать предложения по совершенствованию налогово-бюджетной политики в новых реалиях. Крайне важен вопрос и налогового администрирования. Было поручено рассмотреть вопрос освобождения индивидуальных предпринимателей от предоставления налоговой отчетности в случае использования ими онлайн кассовых аппаратов и POS-терминалов.
Налоговые и таможенные поступления являются основной статьей дохода в республиканском бюджете. При этом ее доля в общей сумме доходов в 2020 году сократилась до 47 %. Годом ранее она достигала 65 %. Отмечается низкий уровень собираемости таможенных платежей. Широко применяется практика недостоверного декларирования. Только на границе с Китаем количество таких фактов составило около 50 тысяч. И это в период пандемии и повсеместных локдаунов. Расхождения в зеркальной статистике с Китаем – более 5 миллиардов долларов. Контрабанда – это не только неуплаченные налоги. Это прямая угроза отечественной промышленности, здоровью граждан, окружающей среде. По этому вопросу общественность реагировала очень болезненно. Ведь увод денег от бюджета – это преступление. И Президент этот вопрос взял на контроль. Времена, когда «теневая экономика» процветала прошли. Социальные сети развиты и народ хочет справедливости государственной политики в этой области. Этому способствует концепция «слышащего государства» Касым-Жомарта Токаева. В связи с этим, Глава государства поручил до 1 сентября разработать Правительству комплексную программу противодействия нелегальному торговому обороту на границах страны. Программа должна предусматривать кардинальное улучшение таможенного администрирования, совершенствование технического регулирования, экспортного и иных видов государственного контроля на границе.
Кроме того, важна системная работа по лжепредприятиям и злостными неплательщиками. По официальным оценкам около четверти ВВП, а по данным Всемирного банка – 40 %, находится в «серой» зоне. Обороты преступных групп, занимающихся обналичиванием, иными нелегальными способами получения доходов, исчисляются триллионами тенге.
Сразу после заседания Правительства было создано Агентсво по борьбе с экономическими преступлениями при Президенте. Это повысит автономность принятия решений, исключит конфликт интересов. В 2020 году было возбуждено рекордное число дел в отношении организованных преступных групп в сфере теневой экономики. Пресечена деятельность 73 преступных групп, снижен объем обналичивания денег. Но это только начало работы. К 2025 году «теневая экономика» не должна превышать 15 %. Это очень серьезная задача, которая стоит перед Правительством в целом и, конечно, перед вновь созданным Агентством.
Президент на расширенном заседании остановился и на вопросе вывода капиталов за рубеж. Остается важным его указание по обложению налогами средств, выводящихся в оффшоры.
Особое внимание уделяется пресечению фактов заимствований по завышенным ставкам, в том числе в рамках внутрикорпоративных отношений.
Все эти принятые решения находятся на контроле у Главы государства. Являются важнейшими.
И еще один важный момент. Мы реализуем концепцию «Слышащего государства». Многое уже сделано в этом направлении и будет сделано. И в этом вопросе всегда должно все прозрачным, понятным для общественности, для народа.
С.Адильбаева