Модернизация судебной системы Республики Казахстан

Пункт 1, 2 статьи 4 Конституции Республики Казахстан гласит, что действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.
Еще в ноябре 2018 года Елбасы поручил передать кадровые вопросы от Верховного суда Высшему судебному совету. Он поручил принять меры по снижению судебной нагрузки, упрощению гражданского процесса, повышению оперативности и прозрачности судопроизводства в стране.
Кроме того, основная цель — обеспечение верховенства закона, которое должно соответствовать международным стандартам, предусмотрена Стратегическим планом развития Казахстана до 2025 года (далее — Стратегический план развития).
Как показывает международная практика, на качество правосудия большое влияние оказывают профессионализм судей;социальные и правовые гарантии, обеспечивающих независимость судей; рассмотрение дел и нагрузка на судей, а также доступность судебной системы.
Основная роль в работе эффективной и справедливой судебной системы государства принадлежит судьям, которые должны обладать высокими профессиональными и морально-нравственными качествами.
В этой связи, в Конституционный Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (далее – Закон) внесены изменения и дополнения, обозначенных в Плане Нации по реализации 5 институциональных реформ государства «100 конкретных шагов дальнейшего государственного строительства», в числе которых поставлена задача реформирования судебной системы.
Согласно п.1 ст. 29 Закона, судьей районного суда может быть назначен гражданин РК: достигший возраста тридцати лет; имеющий высшее юридическое образование, высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет; сдавший квалификационный экзамен (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в Академии правосудия при Верховном Суде, освобождается от сдачи экзамена в течение четырех лет со дня окончания обучения); прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи; успешно прошедший оплачиваемую стажировку в суде с отрывом от основного места работы и получивший положительное заключение пленарного заседания суда по итогам стажировки (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в Академии правосудия при Верховном Суде, освобождается от прохождения стажировки в течение четырех лет со дня окончания обучения); прошедший полиграфологическое исследование в случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан».
Вместе с тем, требования о прохождении полиграфологического исследования, а также о прохождении годичной стажировки не распространяются на кандидатов, являющихся действующими судьями.
Законами предусмотрено два пути подготовки будущих судей.Первый –это годичная стажировка в судах.Второй — двухгодичное обучение в магистратуре Академии правосудия при Верховном Суде.
По итогам успешного прохождения стажировки, либо успешного обучения в Академии правосудия, кандидаты имеют право участвовать в конкурсе на судейскуюдолжность.
Стажировки в судах кандидатами в судьи проводится с целью изучения специфики судебной работы и приобретения практических знаний и навыков для отправления правосудия, а также оценки деловых, профессиональных и моральных качеств кандидатов.
В соответствии с п.4 ст.29 Закона, судьей областного суда может быть гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет, а также получивший заключение пленарного заседания соответствующего областного суда.
Заключение пленарного заседания и заключение Совета по взаимодействию с судами носит рекомендательный характер.
П.5 ст. 29 Закона устанавливает требования на должность судьи Верховного Суда РК.
Судьей Верховного Суда может быть гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет, из них не менее десяти лет стажа работы судьей, в том числе пяти лет стажа работы судьей областного суда, а также получивший заключение пленарного заседания Верховного Суда.
В соответствии с Планом Нации и Стратегическим планом развития продолжается работа по модернизации системы отбора судей и передаче новых функций Высшего Судебного Совета Республики Казахстан (далее – Совет).
В этой связи, последовательно вносятся изменения и дополнения в действующие законы, также разработаны меры по совершенствованию деятельности Совета.
По итогам проделанной работы, к полномочиям Совета отнесены вопросы:1) формирования кадрового резерва на судейские должности;2) дисциплинарной ответственности судей;3) проведения конкурсного отбора председателей коллегий областных судов.
Также изменился состав Совета. В настоящее время половину состава Совета представляют действующие судьи.
Академии правосудия – это основной орган подготовки и повышения квалификации судейских кадров. В связи с чем, продолжается работа по модернизации обучения судей.
Повышение квалификации судей являетсяважным условием, влияющим на профессиональный уровень судей, а также способствующим повышению качества отправления правосудия.
Так, повышение квалификации проводится один раз в три года и осуществляется на протяжении всей профессиональной деятельности судьи. Повышение квалификации судей проходит в настоящее время с использованием следующих механизмов: курсы повышения квалификации в рамках Академии правосудия;повышение квалификации в рамках учебных центров в виде мероприятий (семинаров, конференций, круглых столов, тренингов);организации работы по наставничеству и реализации программ судейского менторства.
Академией правосудия на постоянной основе проводит учебные курсы для районных судей, специализирующихся на рассмотрении гражданских или уголовных дел, судей специализированных судов (уголовных, следственных, административных, экономических, ювенальных), председателей районных судов, а также судей областных судов.
Верховным Судом РК и Советом ужесточено проведение квалификационного экзамена на судейскую должность в целях отбора наиболее подготовленных и достойных кандидатов. Внедрены новые механизмы сдачи психологического тестирования, — первоначального этапа, которое стало базовым и обязательным.
Данное тестирование разработано на методиках, которые способствуют выявлениюпсихологами индивидуальных психологических особенностей кандидатов (честность, стрессоустойчивость, неподкупность и др.), необходимых для работы судьей.
Кроме того, появился новый этап экзамена — написание эссе, который направлен на определение общего уровня грамотности кандидатов, а также способности логически верно излагать свои мысли.
Для объективной оценки эссе кандидатов создана независимая экспертная комиссия, в состав которой входят представители науки.
Следующий этап, как компьютерное тестирование, в целях более глубокой проверки юридических знаний кандидатов, также был ужесточен. Знания кандидатов стали проверяться не только по конституционному, административному, гражданскому, гражданско-процессуальному, уголовному, уголовно-процессуальному праву, но и по трудовому, налоговому, семейному, земельному и экологическому законодательству.
Положительным моментов является функционирование института кадрового резерва на судейские должности. Законодательством предусмотрено, что лица, находящиеся в резерве, имеют приоритет при отборе на вышестоящие и руководящие судейские должности.
Ранее действовала Комиссия по кадровому резерву при Верховном Суде, в настоящее время она начала функционировать при Совете. В целях формирования качественного судебного корпуса отобранные кандидаты на вышестоящую должность Комиссией выносятся на рассмотрение Совета, который утверждает вышеуказанный резерв.
По мнению международных экспертов, вопросы дисциплинарной ответственности судей должны рассматриваться самим судейским сообществом. В этой связи, дисциплинарные вопросыпередали Совету.
В соответствии с Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:1) за грубое нарушение законности при рассмотрении судебных дел;2) за совершение порочащего проступка, противоречащего судейской этике;3) за нарушение трудовой дисциплины.
Необходимо отметить, что с 2019 года, в соответствии с международными стандартами, нарушение трудовой дисциплины исключается из числа юридических оснований привлечения судей к дисциплинарной ответственности.
К судьям могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий:1) замечание;2) выговор;3) освобождение от должности председателя суда или председателя судебной коллегии за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей;4) освобождение от должности судьи по основаниям, предусмотренным Конституционным законом.
По итогам принятых целенаправленных мер по реализации Плана Нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» проводится поэтапная работа по модернизации судебной системы. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 12 февраля 2021 года провел совещание по вопросам модернизации судебной системы. Он отметил, что государство, несмотря на пандемию, продолжает модернизацию судебной системы. Проводимые реформы должны мобилизовать в отрасль новых квалифицированных специалистов и обеспечить справедливое правосудие. Такие меры предпринимаются прежде всего для укрепления доверия общества к судам. В свою очередь суды и судебные процедуры должны отвечать современным требованиям и защищать права граждан, бизнеса и инвесторов. Теперь, по словам Президента, необходимо обеспечить реальную реализацию этих новых норм и искоренить бюрократизм в деятельности судов. Для обеспечения единообразия судебной практики необходимо шире и оперативнее использовать возможности нормативных постановлений Верховного Суда и обзоры судебной практики. Также следует использовать возможности анализа на основе IТ-сервисов. Глава государства указал, что в центре всех реформ находится человек. Поэтому судебные процедуры должны быть понятны каждому. Человекоориентированный подход должен лечь в основу деятельности административной юстиции, внедряемой с 1 июля 2021 года. В результате должна в корне измениться система работы госаппарата с гражданами. Ключевая роль в успехе реформы отводится профессионализму судей. Прозрачность отбора судей – важный вопрос. Суды обязаны применять все достижения современных технологий. При этом нужно и дальше идти в ногу со временем, активно внедряя востребованные технологические решения. Президент поручил детально проработать новый судебный IT-сервис, который содержит элементы искусственного интеллекта. На основе введенного большого массива судебных актов он сможет прогнозировать вероятный исход дела. Необходимо учесть риск, связанный с тем, что неправильная судебная практика спровоцирует неверный прогноз. Модернизация судебной системы будет продолжена.

Айым Шаяхметова