Спорные ситуации между работодателем и сотрудником, задержка или вовсе невыплата заработной платы, урегулирование процесса по созданию безопасных условий труда на предприятиях — это все лишь малая часть тех вопросов, которая входит в компетенцию сотрудников профсоюзных организаций. На сегодняшний день таковых в Казахстане насчитывается более 20 отраслевых и свыше 18 тыс первичных профсоюзов. Их основная задача — отстаивание интересов работников и защита их прав.
Понятие «профсоюз» берет истоки из XIX века, когда начались остро подниматься вопросы социального неравенства в обществе. В Казахстане история профсоюзного движения зарождается в прошлом столетии. Первой организаций, ставшей на защиту прав трудящихся, принято считать ту, что была создана на успенском медном руднике в Карагандинской области в 1905 году. В годы СССР подобные карагандинской ячейке союзы входили в состав Федерации профсоюзов КазССР. А с приобретением нашей страной независимости они вошли «под крыло» Федерации профсоюзов РК. Спустя два года после суверенитета в республике приняли Закон «О профессиональных союзах», а в 2014 году появился новый закон, который, по некоторым данным, позволил по-новому выстраивать переговорный процесс в спорных моментах.
Один из самых громких конфликтов, который не остался без внимания сотрудников профсоюзов, произошел недавно в Актюбинской области. Нефтяники Жанаозена требовали от работодателя увеличения уровня заработной платы. После переговоров удалось добиться того, чтобы трудящимся повысили оклад. Прекрасно понимая, что за этими выпадами возможны другие конфликтные ситуации в Федерации профсоюзов РК (ФПРК) приняли решение вести постоянный мониторинг за «климатом» на предприятиях, а также за тем, как введется работа по обеспечению безопасности труда на местах. По крайней мере об этом говорил председатель ФПРК Сатыбалды Даулеталин на одном из последних совещаний. Понятно, социальная напряженность, вызванная недовольствами сотрудников, — не есть хорошо. Но здесь, как правило, основные виновники выступлений — работодатели, которые не выполняют своих обязательств, к примеру, не выплачивают вовремя ли вовсе не выдают заработную плату.
По данным профильного ведомства, те же владельцы МСБ задолжали 2 тыс казахстанцам в общей сложности 931 млн тенге. Правда, здесь следует напомнить нелегкий прошлый год, который прошел под «знаком» пандемии. Не все предприниматели сумели пережить коронакризис. Те, кто сумел «выжить», понесли убытки и, соответственно, задолжали своим сотрудникам. Однако, как показывает практика, в должниках числятся не только ИП-шники, но и руководство крупных холдингов. Поэтому настоящее время представители Федерации поднимают вопрос о том, чтобы на законодательном уровне ужесточить наказание для нерадивых работодателей, которые не выплачивают зарплаты или задерживают ее. Наряду с этим специалисты уверены, что в Казахстане давно пора повышать уровень минимального размера оплаты труда до предела — не менее 50% от средней зарплаты. Получается, что, когда будет решен вопрос с ростом показателей доходов населения, большинство конфликтов, которые наблюдаются сегодня, перейдут в иную плоскость.
Уровень заработных плат, к слову, — не единственная болезненная тема. Здесь следует сказать и о безопасных условиях труда в компаниях. Не секрет, что многие предприятия не создают достойных условий труда, что в итоге и ведет к несчастным случаям. В середине этого месяца на одной из карагандинских шахт произошло возгорание на наклонном конвейерном квершлаге, годом ранее здесь же пострадал проходчик. На него упала горная масса. Мужчина. К счастью, остался жив, но получил серьезные травмы. А вот в страшной трагедии, случившейся в декабре прошлого года в Актюбинской области, жертв избежать не удалось. Тогда погибли четверо и один пострадал при проведении взрывных работ под землей. Аналогичных примеров можно привести множество.
По озвученной депутатом Мажилис Парламента РК Ерланом Саировым информации, в 2020 году в ЧП на производствах пострадали более 1,5 тыс человек, 208 человек скончались. Самый высокий процент травматизма сотрудников наблюдается в сфере строительства. Для того, чтобы хоть как-то изменить ситуацию, он предложил не просто налагать крупные штрафы, но и заставлять работодателя выплачивать семье погибшего заработок усопшего в течение 10 лет. Сейчас, конечно, трудно говорить способна ли такая норма снизить плачевные данные, но легко предположить, что за такими мерами могут последовать укрытия фактов ЧП на производствах. И здесь можно вспомнить о методе кнута и пряника — за наказаниями должны следовать материальные блага для самого работодателя, например, путем выплат дотаций за внедрение современных способов в обеспечении безопасности труда.
Таким образом, говоря о профсоюзах, то в первую очередь подразумеваем огромный пласт работы по улучшению условий труда казахстанских работников, защите их прав и интересов. За годы деятельности каждая отдельная ячейка союза внесла и вносит значительный клад в формирование социальной справедливости. Конечно, есть еще над чем трудиться. Но здесь, также, как и в любой отрасли, нужен тройной союз — между начальником, подчиненным и представителем профсоюзной организации. Только за общим столом переговоров можно прийти к консенсусу даже в самых трудных и на первый взгляд неразрешимых темах. Ведь нельзя говорить о прогрессе и цивилизации, когда есть недовольные и бедные трудящиеся и сытые, счастливые работодатели.
Алия Даурембекова