Мирный атом в пост-ковидную эпоху

Атомная энергетика — одна из наиболее рентабельных технологий по сравнению с более затратными зелеными технологиями. Как ни парадоксально, но в период нормальной работы атомная электростанция не представляет прямой угрозы, в процессе работы основным источником выделения вещества являются вода и пар. Но стоит работе станции пойти не по плану, например в случае аварии, то из относительно чистого источника энергии атомная станция может стать настоящей техногенной экологической катастрофой с долгосрочными последствиями как для природы, так и для людей.
И тем не менее, спрос на электроэнергию растет, и внедрение атомной энергетики не только позволяет его удовлетворять, но и дает новые возможности для развития, способствует появлению новых современных технологий, в конце концов она просто экономически целесообразнее при сочетании качества и количества выработки энергии нежели альтернативные источники энергии. Топливно-энергетический комплекс в принципе один из важнейших факторов экономического и социального благополучия. Но для его дальнейшего развития нужен технологический рывок. И атомная энергетика один из драйверов данного роста.
Так, атомной промышленности уделено особое внимание в Концепции развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года.
На сегодняшний день Республика Казахстан находится на втором месте в мире по величине запасов урана, с 14% от общеизвестных. Почти 70% из них могут добываться экологически безопасным методом добычи подземного скважинного выщелачивания. Данный метод применяется большей частью урановых производств в мире как экономически рентабельный и приемлемым с экологической точки зрения. При подобной добыче площадка для проведения работ по ПСВ представляет собой инфраструктуру для закачки в и откачки из рудоносные зоны выщелачивающего реагента (щелочь или кислотный раствор) и перерабатывающей установки для экстракции (отделение самого урана от раствора) урана из выщелачивающего раствора для производства конечного уранового продукта.
При этом по объему добываемого урана Казахстан с 2009 года на первом месте. По данным за 2019 годовая добыча составила 22,8 тыс. тонн, для сравнения, в 1997 году добыча составила всего 796 тонн.
АО «Национальная атомная компания «Казатомпром» является самым большим мировым производителем урана, представляющим примерно 22 % мировой добычи урана в 2018 году. Преимущества Группы связаны с возможностью пользоваться самой крупной ресурсной базой во всей отрасли. «Казатомпром» производит уран, используя свои дочерние предприятия, совместные предприятия, 26 рудников объединены в 13 добывающие предприятия, все они расположены в Казахстане и осуществляют добычу методом ПСВ. Урановые месторождения в Казахстане разрабатываются на глубине до 750 метров, для сравнения в США уровень сложности добычи значительно ниже, поскольку руда залегает на глубине от 50 до 150 метров в большинстве случаев. Несмотря на такую разницу в сложности отечественные добытчики весьма успешны.
Сам «Казатомпром» постепенно переходит от цикла добычи к производству. Например, в 2019 году АО «Ульбинский металлургический завод» произвел 86,1 тонн топливных таблеток. Согласно Концепции, приоритетным направлением в атомной промышленности должно стать выстраивание полного цикла создания ядерного топлива. Причем с использованием по максимуму собственной ресурсной базы. Развитие цикла предполагает:
• создание мощностей по конверсии урана;
• развитие обогащения урана в рамках совместного предприятия вне территории Казахстана;
• увеличение поставок порошка и топливных таблеток из обогащенного урана;
• локализация производства топливных сборок;
• развитие атомной генерации.
Этот цикл позволит создавать продукт с высокой добавленной стоимостью, что в свою очередь позволит увеличить экспорт. Для работы уже имеются ресурсная база и некий задел в технологиях и мощностях. Однако есть и проблемы. Основные из них это волатильность цен рынке, недостаточное финансирование научных исследований в области мирного использования атомной энергии, недостаток квалифицированных кадров в атомной отрасли и пресловутая «радиофобия» населения и недоверие к атомной энергетике.
Всего пару лет назад, в 2018 году для строительства АЭС даже нашли несколько мест, одно в Алматинской области, другое в городе Курчатов. Но позже отложили на «долгосрочную перспективу», и не в последнюю очередь из-за «радиофобии». Но проект строительства АЭС не снимался с повестки дня и так или иначе, благодаря иностранным информационным сообщениям либо отечественным периодически снова возвращался к общественному обсуждению и дебатам в правительстве. По крайней мере о строительстве АЭС неоднократно говорится в упомянутой Концепции и нескольких заявлениях иностранных государств.
С другой стороны, недоверие населения к подобным программам, требующим значительной концентрации как финансовых ресурсов, технологических так и профессиональных обоснованно. Из-за ряда неудачно реализованных программ в прошлом, в виде затратного проекта Выставки ЭКСПО и первых волн ГПФИИР, а также, в сочетании с текущей экономической ситуацией и исторического наследия в виде Семипалатинского ядерного полигона заставляют население воспринимать любые новости, связанные с АЭС, негативно.
Периодически негативно настроенных сограждан пытаются переубедить. В частности, ссылаются на мировой опыт, поскольку сейчас атомная энергетика продолжает развиваться везде. По данным МАГАТЭ, в мае 2020 года в 30 странах эксплуатировалось 441 ядерных энергоблоков с суммарной мощностью 390 ГВт. В 19 странах строятся 54 реактора с установленной мощностью 57 ГВт. Доля АЭС в общей выработке электроэнергии — около 10,5%. Одни только коммерческие реакторы, без учета научно-исследовательских, судовых и экспериментальных наработали около 18 470 лет безаварийной работы.
Даже Япония, после Фукусимы приостановившая все атомные блоки, начала их перезапуск с модернизацией систем безопасности под новые реалии. По итогам 2019 года, доля АЭС в энергобалансе Японии выросла до 7,5% от всей выработанной электроэнергии.
Помимо страны восходящего солнца другие страны также начали строительные работы, например Беларусь, Турция и Узбекистан. Ранее отказывавшиеся Литва и Польша снова заинтересовались атомными программами.
Кроме всего прочего, внедрение атомной энергетики даст новые возможности для развития экономики как региона, так и страны в целом. Одно рабочее место в высокотехнологичной отрасли дает до 10 рабочих мест в сопутствующих отраслях. Основной целью развития атомной отрасли, согласно планам правительства, стал полный цикл создания ядерного топлива. Для этого требуется решить целый пласт вопросов связанных со строительством соответствующих промышленных предприятий, созданием научно-исследовательских центров. А также подготовкой высококвалифицированных кадров, за которыми сейчас наблюдается явный дефицит.

Алия Даурембекова