Информационные технологии станут такими же атрибутами Фемиды, как мантия и молоток. Уже сегодня в Казахстане можно обращаться в суд через интернет и даже дистанционно участвовать в процессе. Новое законодательство позволяет, не выходя из дома отслеживать свое дело на любом его этапе — от скорости прохождения документов до сроков исполнения решения суда.
Вызовы нового времени требуют сведения бюрократии к разумному минимуму. IT- технологий для судей — это отличная вещь, ведь они помогают ему делать свою работу намного быстрее и качественней, а что новшества дадут простому гражданину? Если в нескольких словах, то высокие технологии неизмеримо расширяют доступ граждан к правосудию, повышают его прозрачность, ломают бюрократические барьеры, экономят время и средства граждан и государства. И при этом сильно снижаются коррупционные риски.
Примером открытости является доступность для всех граждан РК «Личной страницы Председателя Верховного Суда», а также блогов председателей областных и приравненных к ним судов. Наличие у руководителей судебной системы канала независимой обратной связи играет большую роль в обеспечении прозрачности правосудия и снижения ее коррупционной составляющей.
Сервис «Судебный кабинет» — это своего рода единое окно доступа к онлайн услугам судебных органов. Он позволяет в удаленном доступе подавать в электронном виде обращения и заявления, апелляционные и кассационные жалобы. А также производить оплату госпошлины, отслеживать порядок прохождения дела, оперативно получать судебные документы и уведомления. Такая возможность постоянного контроля дисциплинирует работников судов и исключает волокиту.
Автоматизированной информационно — аналитической системы судебных органов (АИАС СО) «ТӨРЕЛІК» позволяет вести автоматизированный учет и контроль соблюдения сроков при регистрации, рассмотрении исковых заявлений, жалоб, и вообще за соблюдением сроков всех процессуальных действий. Также, через нее судьи имеют доступ к информационным базам всех заинтересованных госорганов, в том числе к информационным ресурсам КПСиУ Генеральной прокуратуры. Это в разы упрощает работу, позволяет избежать ненужных запросов.
«ТӨРЕЛІК», объединившая сервисы Интернет-ресурса Верховного суда, позволяет выполнить сразу три задачи — с одной стороны эффективно организовать работу судей. С другой, значительно облегчить и упростить гражданам судебную защиту своих прав и свобод. В-третьих, появляются новые возможности для контроля и исключения человеческого фактора, а также вне процессуальных контактов.
Еще одно достоинство новой системы. Сегодня все судебные документы представляются исключительно в электронном виде. А также, при подаче апелляционных и кассационных жалоб в вышестоящие суды уже не требуется, как это было раньше, гражданам предоставлять оригиналы актов, так как этот процесс автоматизирован в ИС Верховного суда РК. Распределение дел также переведен в автоматический режим.
Системы аудио и видео фиксации судебных процессов — каждый участник процесса сейчас может ознакомиться с видео — и аудио материалами процесса зайдя в Судебный кабинет. Таким образом, весь процесс судопроизводства становится абсолютно прозрачным, и полное внедрение этой системы сведет к минимуму возможность каких-либо процессуальных нарушений.
В судах активно внедряется и применяется система видеоконференцсвязи. В частности, она используется при допросе осужденного и подследственного без их этапирования в суды, а также лиц, находящихся на принудительном лечении.
Сервис «Ознакомление с судебными документами», оперативным и экономичным стал и проект электронная «Судебная повестка». На практике гражданин подает исковое заявление в суд на бумаге, получает на руки талон и в последующем он уведомляется SMS-сообщениями или электронными письмами о принятии дела в производство, о вынесении определения и т.д. Все это обеспечивает оперативность, экономит деньги и время участников процесса.
Оразбек А.Н.
Заведующий канцелярией
Бурлинского районного суда ЗКО