Принятие Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» явилось большим шагом в совершенствовании судебно-правовой реформы в стране.
Конституционный закон содержал ряд прогрессивных положений для того времени. Так, например, представление кандидатур на вакантные должности председателей коллегии и судей Верховного Суда, председателей коллегии местных судов, а также внесение представлений по прекращению полномочий судей республики отнесены к исключительной компетенции председателя Верховного Суда. Для улучшения качественного состава судебного корпуса установлены новые дополнительные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, — обязательное прохождение стажировки лиц, успешно сдавших квалификационный экзамен. Ужесточены требования к судьям. В законе существенно расширены полномочия дисциплинарно-квалификационных коллегий, которые будут рассматривать не только дисциплинарные дела, но и вопросы прекращения полномочий судей в случае невыполнения ими требований, предъявляемых к судье, в том числе и за нарушения норм судейской этики.
Ранее судьей районного суда мог быть назначен гражданин Республики Казахстан, достигший возраста двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет, а также сдавший квалификационный экзамен и успешно прошедший стажировку в суде и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда.
В настоящее время же изменился требуемый стаж для кандидатов в судьи районного суда, а также изменился и возрастной ценз — вместо 25 лет он теперь составляет 30.
Теперь судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан:
1) достигший возраста тридцати лет;
2) имеющий высшее юридическое образование, высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию и, как правило, не менее пяти лет стажа работы в качестве секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора, адвоката либо не менее десяти лет стажа работы по юридической профессии;
3) сдавший квалификационный экзамен (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от сдачи экзамена в течение четырех лет со дня окончания обучения);
4) прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи;
5) успешно прошедший оплачиваемую годичную стажировку в суде с отрывом от основного места работы и получивший положительное заключение пленарного заседания суда по итогам стажировки (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от прохождения стажировки в течение четырех лет со дня окончания обучения);
6) прошедший полиграфологическое исследование.
Пройдя вместе со всей страной сложный путь становления, суды продолжают свое совершенствование, требующее реальных социальных и процессуальных гарантий. В последнее время работа в этом направлении вышла на новый качественный уровень. Проводимые реформы объективно укрепляют фундамент подлинной независимости судебной системы, создают условия для современного и эффективного правосудия. А как известно, во всем мире занятие судейской должности – это венец юридической профессии.
Қайратқызы Н.
Заведующий канцелярией
военного суда
Акмолинского гарнизона