Цифровизация в 2021 году. Что было сделано? Часть 1

2020 год принес миру реальное потрясение, экономическое падение и неопределенность. Люди в буквальном смысле не знали, как жить в новом мире эпохи коронакризиса. Блокировались границы, падала бизнес-активность, дорожали и падали в цене товары, рынок штормило не хуже, чем в период мирового экономического кризиса 2008 года. Все ограничительные меры, предпринятые государствами мира, были направлены на стабилизацию ситуации с пандемией, прекращения прироста новых инфицированных. Однако все это порождало и определенный хаос, путаница в правилах соблюдения карантина, несвоевременная информированность общества и как следствие плохое соблюдение людьми карантинных ограничений. В такой непростой период многие страны стали концентрировать усилия на развитии цифровизации, что само по себе существенно влияет на нераспространение коронавируса и прочих инфекций, а также способно существенно облегчить жизнь населению. Зачем человеку идти на улицу и стоять в очереди подвергая себя риску, если есть возможность получить интересующую услугу онлайн и гораздо быстрее?!
Казахстан в сложившейся ситуации не стал отходить от общемирового тренда. Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК сконцентрировало в себе такие направления экономики как цифровизация, изучение космоса, ракетостроение, новые виды коммуникаций и связи, большие данные, облачные технологии и IT-отрасль.
Совсем недавно состоялась отчетная встреча министра цифровизации с населением, в ходе которой министр рассказал о проделанной работе за этот период, а также о планах на перспективу.
«2020 год был сложным. Пандемия ускорила темпы цифровизации. Все переходит в онлайн. Возросла значимость доступа к связи и интернету. Интернет спас мир во время пандемии. Население это почувствовало на себе, как никто другой», — сказал министр.
Сектор связи и коммуникаций показал по итогам 2020 года прирост на 8,6% (около 880 млрд тг). 5214 сел обеспечено мобильным интернетом, однако в 1200 селах остаются вопросы к скорости интернета.
«В 2021 году мы будем работать над улучшением качества. Для этого 286 сел переведем на 3G/4G, 80 сел переведем со спутниковой трансмиссии на наземную инфраструктуру и в 255 селах улучшим качество мобильного ШПД», — прокомментировал Багдат Мусин.
По словам министра, ранее минимальный порог качества связи не регламентировался какими-либо правилами. Теперь же утверждена методика, по которой определены минимальные показатели качества связи: к примеру, для 4G — не менее 5 МБ/сек, для 3G — от 1 МБ/сек. Теперь операторы за несоблюдение параметров качества будут нести ответственность. Багдат Мусин отметил, что сегодня госуслуги можно получать не только через eGov, но и на базе других платформ, например через приложения банков, что стало очень удобно.
«Банк гарантирует вопрос правильной идентификации личности. Вопрос безопасности в БВУ выше, чем в среднем на рынке. Сегодня население положительно отзывается о возможности получать услуги в онлайн-формате. Граждане Казахстана, проживающие за пределами страны, теперь смогут заключить или расторгнуть брак, зарегистрировать рождение ребенка, сменить имя, фамилию, отчество и получить справку о смерти с помощью eGov. Готовый документ выдается в посольстве или консульстве Казахстана, за рубежом. Мы вывели в онлайн-формат самые востребованные услуги среди наших сограждан, живущих за границей. Теперь казахстанцы смогут оформить необходимые документы через eGov и получить их, не покидая страну проживания. Услуги были реализованы с привлечением посольств и консульств Казахстана в почти 20 крупнейших странах мира», — сказал Багдат Мусин.
Помимо этого, в стране законодательно закреплена равнозначность бумажных и цифровых документов. 20 апреля проведены работы по предоставлению доступа Единой нотариальной информационной системы «ЕНИС» (Е-нотариат) к сервису «Цифровые документы». Граждане при получении нотариальных услуг могут предоставлять цифровые документы вместо бумажных.
«Портмоне с оригиналами документов особо и не нужно, достаточно смартфона. Это новый подход, начинаем привыкать к новой реальности. Для исключения истребования справок отменили бумажные подтверждения по 28 услугам, это порядка 33 млн документов. До конца года сократим еще 6 млн справок за счет цифрового подтверждения», — уточнил министр.
В рамках сервиса цифровых документов в мобильном приложении еGov mobile реализовано 15 видов цифровых документов (удостоверение личности, водительское удостоверение, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, свидетельство о перемене фамилии, имени, отчества, свидетельство о расторжении брака, технический паспорт, результат ПЦР тестирования на Covid-19, студенческий билет, диплом, удостоверение пенсионера, удостоверение кандаса, свидетельство о регистрации транспортного средства, социальный ID, паспорт вакцинации), которыми воспользовались более 800 тыс. пользователей. В период пандемии нагрузка на ЦОНы и на контакт-центр увеличилась кратно. Корпорация для граждан нарастила мощности, и сегодня среднее время ожидания с 5 минут сократилось до 100 секунд. Но поставлена цель в 30 секунд.
«Мы не должны заставлять граждан «висеть на трубке», прослушивая красивые мелодии. Для удобства граждан оплату госпошлины можно проводить через QR. По примеру президентского кадрового резерва сформирован „пул талантов“ в госкорпорации. Их задача стать агентами изменений. На сегодня более 350 кандидатов прошли отбор», — сказал министр цифровизации.
По словам министра, в Казахстане разработан новый национальный проект. Готовится аудит информационных систем страны. В целях оптимизации бизнес-процессов создан Центр цифровой трансформации. В Центре изучают текущие бизнес-процессы госорганов при предоставлении госуслуг населению. Сегодня на основании предложений госорганов ведется работа по совершенствованию процессов. Главой государства К. Токаевым на расширенном заседании правительства было озвучено, о повсеместном проникновении цифровых технологий в нашу жизнь и о необходимости развивать данное направление, взращивать собственные таланты. Однако вместе с тем, Президент также подчеркнул, что с проникновением цифровых сервисов в нашу жизнь возросли риски утечки персональных данных. Данная проблема стала особенно актуальной в последнее время, например утечки персональных данных проходили через сервисы Министерства здравоохранения.
На вопрос журналистов о защите персональных данных, министр ответил следующее: «Мы проработали законодательные инициативы касательно защиты персональных данных. Внедрим принцип цифрового согласия и отзыва. Граждане при подтверждении личности смогут контролировать использование своих персональных данных: разрешить/отказать. К примеру, при обращении в ЦОН/госорган на телефон гражданина будет направлен специальный код. Только после того, как он продиктует этот код, сотрудники ЦОН/госоргана получат доступ к личным данным человека. Внедрение принципа цифрового согласия/отзыва станет инструментом для граждан, при помощи которого они смогут реализовать свои права в отношении своих персональных данных, а также обеспечит принципы законности и прозрачности сбора персональных данных», — пояснил министр.
В целом, подводя итоги, действительно заметен прогресс в вопросе цифровизации, чего ранее не наблюдалось. Качество услуг, предоставляемых населению в ЦОНах стало заметно лучше, увеличилась скорость обработки запросов. А многие функции перестали предоставляться на бумажных носителях с бюрократической волокитой и стали быстрее и доступны онлайн.
Внедрение современной системы мониторинга «Ashyq» хоть и встречено скептически среди населения, тем не менее несет свою пользу. Аналогичные системы повсеместно внедрены в таких странах как Израиль, Великобритания, Германия, Франция, Сингапур, Китай, Япония, Россия, ОАЭ и во многих других. Подобная практика определенно несет больше позитивных моментов, позволяя отсеивать от публичных пространств людей, подвергшихся заражению и изолировать их вовремя с оказанием помощи.
Не менее важным достижением министерства стало повсеместное подключение регионов, аулов и деревень к интернету, чего ранее также не наблюдалось, ибо активность в данном вопросе была крайне низкой. Имеется также информация о работе над внедрением систем 5G, что в сравнении с предыдущим поколением несет много больше перспектив как в скорости и качестве связи, так и коммерческой составляющей. Ведь в будущем, на сегменте 5G могут быть построены как прямые, так и косвенные коммерческие услуги.

Тимур Башимов