eGov в Казахстане. Или как госуслуги ушли в электронный формат

В современном мире трудно представить себя без достижений в области технологий. Еще труднее это сделать, если речь идет о государстве в целом. Кто бы мог подумать, что идея о создании электронного правительства станет важной в построении эффективного государственного управления. Спустя почти четверть века можно смело говорить, что eGov – один из главных элементов административной реформы. 

Многие современные эксперты говорят, что информационные технологии XXI века призваны решать глобальные комплексные проблемы в сфере государственной политики, социальной сферы, совершенствовать организацию производственных процессов и бизнес-структур. Они же и добавляют, что электронное правительство — это система государственного управления, основанная на автоматизации всего комплекса управленческих процессов в стране и служащая цели значительного повышения эффективности государственного управления и снижения затрат на социальные коммуникации для каждого члена общества.

О том, что Казахстану следует идти по пути Запада в развитии современных технологий, в частности создания электронного правительства, заговорили еще в 2004 году, но основательно внедрять его начали в 2006-2007-ых годах. Тогда мало кто представлял (за исключением специалистов в области IT-сферы), что новые достижения смогут успешно прижиться в обществе. А когда сообщили, что нововведение будет работать по нескольким принципам: G2C (правительство-гражданин), G2B (государство-бизнес), G2G (правительство-правительство), G2E (государство-служащие), то и вовсе придали идею сомнению.

Однако уже сейчас казахстанцы наблюдают, что новая модель взаимоотношений власти с народом неплохо выполняет свои задачи.  Главное здесь — создание информационных систем государственных органов, позволяющих предоставлять гражданину электронные услуги, необходимые и весьма актуальные для его повседневной жизни и работы. А основная идея — предоставление гражданам быстрого и качественного доступа к электронным услугам государственных органов. К слову, тогда, в 2007 году отмечалось, что создание электронного правительства должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и полное изменение взаимодействия между обществом и властью, а в итоге станет основой улучшения демократии и повышения ответственности власти перед людьми.

Постепенно появился портал электронного правительства Республики Казахстан — egov.kz — справочный-интерактивный веб-портал, на котором любой желающий может получить необходимые справки, выписки и другие услуги в электронном формате. Кроме того, этот портал предоставляет единую точку для информирования об актуальных возможностях электронного правительства. Его запустили в 2006 году, на День космонавтики. Видимо, в этом был свой скрытый смысл, но суть в том, что он стал практическим механизмом реализации концепции предоставления государственных услуг по принципу «одного окна». Как говорится на самом сайте электронного правительства, за время своего существования оно преодолело четыре этапа становления и развития, было позитивно принято и высоко оценено мировым сообществом — об этом свидетельствуют высокие позиции в международных и республиканских рейтингах, номинации в конкурсах. Степень развития казахстанского электронного правительства оценивается как «развивающиеся» (emerging leaders) и считается одним из самых успешных.

В проекты «электронного правительства» входят десятки различных информационных систем, реестры, государственные базы данных, сотни приложений и сервисов. Это: информационные системы «Электронный акимат», «PSC», государственная база данных «Физические лица», «Юридические лица», Единая система электронного документооборота органов государственной власти, интернет-портал органов государственной власти, платежный шлюз электронного правительства, мобильное приложение eGov Mobile и многое другое. Последнее, к примеру, направлено на оказание государственных услуг и сервисов для жителей нашей страны через мобильные телефоны.

В прошлом году по данным ООН, электронное правительство нашей страны заняло 29 место и улучшило показатель на десять позиций. Такой успех во многом связан с программой «Цифровой Казахстан». Примечательно, что по индексу открытых данных правительства РК заняла первое место среди азиатских стран. В три раза увеличилось ежедневное получение услуг в электронном формате.

В январе нынешнего года за услугой «Выдача информации о состоянии пенсионных накоплений (с учетом инвестиционного дохода) вкладчика (получателя) единого накопительного пенсионного фонда» обратились сотни тысяч человек. В феврале-апреле в лидерах услуга «Бронирование очереди в ЦОН». Не исключено, что такой наплыв связан с возможность досрочного снятия пенсионных накоплений. Для удобства населения был создан виртуальный консультант услуг, предоставляемых порталом электронного правительства, на основе искусственного интеллекта (Чат-бот). Инструмент информационной поддержки в соответствии с интересами целевой аудитории чат-бот функционирует на Портале электронного Правительства egov.kz, на сайте 1414.kz, а также в мессенджерах Telegram, Facebook и Vkontakte.

Отметим, что из-за пандемии 2020-ый год подтолкнул предпринимательский сектор разеваться в области цифровизации. Ввиду отсутствия наплыва клиентов, многие компании и ИП ушли в Интернет, предлагая свои услуги посредством Сети. Один из ключевых элементов электронной коммерции — доставка от двери до двери. Как говорил Багдат Мусин, во время пандемии рынок электронной коммерции стал двигателем торговли. Например, во время пандемии Amazon создала более 100000 новых рабочих мест. Продажи российских товаров на платформе Алиэкспресс выросли втрое. Казахстанский интернет-магазин Flip.kz увеличил количество рабочих мест на 20% во время пандемии. Важно отметить, что электронная коммерция является одним из приоритетов экономики Казахстана, что будет способствовать переходу на безналичные расчеты, снижению объемов теневой торговли и общему росту бизнеса.

Таким образом, eGov – уникальный инструмент аккумулирования всех государственных услуг к единому окну, позволяющему человеку получить необходимые услуги в кратчайшие сроки в одном месте. Стоит ли говорить о том, что такая система удобна для населения? Нет, поскольку за время своего существования она уже сумела доказать свою значимость.

Алексей Петров