Повышение доступности и качества образования в стране

Качество высшего образования для любого государства является приоритетной задачей, ступенькой, которая выносит его на орбиту развитых стран мира. Глава нашего государства не случайно уделяет огромное внимание такой важной теме, как доступность и качество высшего образования, условиям для достойного проживания студенчества.
Чтобы увидеть горизонт, полезно обернуться назад. Многие еще помнят статус высшего образования в СССР. Знания, полученные в советской высшей школе, успешно используют по сей день. Почему модель высшего образования в бывшем Союзе была успешной? Думаю, здесь две составляющих:
1) Значительные усилия государства, в том числе и финансирование
2) Мощная мотивация студентов. Диплом и знания открывали многие двери для молодежи.
Одним из показателей высокого уровня высшего образования является в том числе и «утечка мозгов» после развала Советского Союза.
Думаю, Глава государства провел соответствующую работу и начал с условий проживания студентов. Действительно, для того чтобы достигнуть успехов в учебе, студенты должны иметь достойное для проживания во время обучения жилье и думать об учебе, а не о том, как снять угол подешевле и поближе к ВУЗу.
Инициатива Нурсултана Назарбаева по вложению в человеческие ресурсы, ориентация на систему высшего образования по мировым стандартам — это стратегически выверенные меры, которые в дальнейшим позволят укрепить фундамент всей экономики.
Сегодня в ВУЗах страны обучаются более полумиллиона студентов, из них почти треть – по грантам, которые выделяет государство.
Как отмечает Елбасы, в 2018-2019 годах предполагается выделить дополнительно 20 тысяч грантов к 54 тысячам ежегодным. Из них 11 тысяч и при необходимости более — на обучение бакалавров по техническим специальностям: инженеры, специалисты в области информационных технологий, робототехники и нанотехнологий. Также, по словам президента, необходимо повысить стоимость новых грантов во всех ВУЗах по техническим, сельскохозяйственным специальностям до уровня грантов национальных ВУЗов. Эти меры будут способствовать увеличению охвата высшим образованием выпускников средних школ, что является общим мировым трендом.
Создавая систему образования по мировым стандартам, нужно уделять должное внимание условиям обучения и проживания студентов. Сегодня остро стоит вопрос обеспечения студентов ВУЗов и колледжей общежитиями.
По словам Елбасы, для решения этой задачи надо развернуть работу по строительству общежитий ВУЗами, колледжами, девелоперскими компаниями на принципах государственно-частного партнёрства. Президент поручил до конца 2022 года обеспечить строительство новых студенческих общежитий не менее чем на 75 тысяч мест.
Теперь немного цифр. По данным ЮНЕСКО, количество студентов в мире за 40 лет увеличилось в 6 раз. Ключевым направлением в развитии высшего образования в Казахстане в русле мировых трендов является качество подготовки специалистов. В стране было увеличено количество грантов на специальности, востребованные в условиях 4 промышленной революции. На образовательном рынке должны остаться лишь те ВУЗы, которые обеспечивают высокое качество обучения. А критерием успешности ВУЗа становится обеспечение занятости и трудоустройство выпускников.
Таким образом, Глава государства однозначно высказался об успешных ВУЗах с высоким качеством образования.
Дальнейшее развитие высшего образования в Казахстане в соответствии с мировыми трендами будет осуществляться по пути интернационализации, тесной интеграции с наукой, производством, бизнесом.
Таким образом, высокое качество и доступность образования на всех уровнях являются ключевыми факторами конкурентоспособности и успешности страны.
Сегодня Казахстан проводит модернизацию образования для того, чтобы в ХХ1 веке стать обществом с высоким качеством человеческого капитала – высокообразованной и интеллектуальной нацией, обладающей знаниями, навыками и компетенциями для построения качественно новой модели будущего.
Качество и доступность образования является ключевым фактором конкурентоспособности страны и успешности ее развития в условиях разворачивающейся индустриальной революции.
В настоящий момент страна стоит на пути модернизации образования в русле мировых тенденций доступности, повышения качества содержания образования, улучшения инфраструктуры и материально-технической базы, технической оснащенности, внедрения новых технологий.
Современный этап мирового развития определяется стремительно развивающимися процессами Четвертой промышленной революции, в которой все более усиливается роль человеческого капитала. Важнейшей составляющей человеческого капитала является образование, его доступность и качество.
Сегодня же в связи с глобальными процессами развития новой научно-технологической революции, роль образования еще более возрастает. Как в своей книге ученые-авторы Добрынин А.И, Дятлов С.А. и Цыренова Е.Д. отмечают: «В наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами, ни мощью финансового капитала. Теперь все решает уровень образования и объем накопленных обществом знаний»
Из категории социальных затрат государства образование превратилось в главный фактор экономического роста, а инвестиции в образование стали вкладом в лучшее будущее страны.
Поэтому в Послании Президента РК «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» предусматривается: «В течение 5 лет необходимо довести расходы на образование, науку и здравоохранение из всех источников до 10% от ВВП»
Согласно Докладам Организации Объединенных Наций о развитии человеческого потенциала в категории образование оцениваются такие аспекты, как охват и доступ к образованию, его качество, а также уровень образования экономически активного населения. В глобальной конкуренции в условиях Революции 4.0 выигрывают страны, системно продвигающие свой образовательный потенциал и улучшающие его качество. Сегодня именно качество образования становится ведущим трендом мирового развития.
С первых лет независимости в Республике Казахстан реформирование образования было направлено на создание системы обучения, соответствующей лучшей мировой практике и охватывающей все уровни – от дошкольного до высшего и постдипломного. Образование является одним из важнейших приоритетов, что закреплено во всех государственных документах и программах стратегического характера.
Лидер страны подчеркнул: «Знания и профессиональные навыки — ключевые ориентиры современной системы образования. Казахстанцы должны стать высокообразованной нацией мира, иначе мы не достигнем задач, которые ставим».
Главные цели и задачи развития образования сформулированы в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, ими являются: «повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан, устойчивого роста экономики путем обеспечения доступности качественного образования для всех».
В результате предпринятых усилий по развитию образования Казахстан в рейтинге человеческого развития по итогам 2017 года вошел в число стран с очень высоким уровнем ИЧР, что является значимым достижением. В категории «образование» страна показала достаточно высокие результаты, уровень грамотности населения превысил 99,7%. Согласно данным Индекса уровня образования в странах мира (Education Index), являющемуся комбинированным показателем Программы развития ООН, за 2015 год и опубликованным в 2016 году, Казахстан занял 39 место среди 188 стран мира.
Индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования её населения по показателям индекса грамотности взрослого населения (2/3 веса) и индекса совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (1/3 веса). В итоговом Индексе эти показатели суммируются и стандартизируется в виде числовых значений от 0 (минимальное) до 1 (максимальное). В рейтинге Education Index 2016 показатель Казахстана составил 0,805.
Это действительно важный шаг в формировании новой системы образования в стране, который даст возможность массового распространения качественного среднего образования во всех регионах, каждая сельская и городская школа будут выпускать молодых людей с высоким уровнем образовании, подготовленных к получению востребованных в условиях Четвертой промышленной революции специальностей, навыков, владеющих информационными и цифровыми технологиями.
В новых условиях повышается роль педагогов, которые должны обеспечить повышение качества дошкольного и среднего образования. Чрезвычайно важным становится предложение Президента РК о необходимости принятия уже в 2019 году Закона «О статусе педагога», нацеленного на материальное и моральное стимулирование труда работников образования, защиту их прав и повышение статуса в обществе.
Повышение доступности и качества образования – одна из пяти инициатив Нурсултана Назарбаева, направленных на социальную модернизацию. Строительство новых общежитий, дополнительные гранты, в том числе по техническим специальностям, станут серьезным подспорьем для подготовки востребованных специалистов. Кроме того, такие меры позволят большему количеству выпускников школ получить высшее образование.

И. Степанов
Адвокат коллегии адвокатов
г. Астаны