2020 год в Казахстане стал одним из запоминающихся в контексте массовой изоляции, из карантинных мер, связанных с борьбой с COVID-19. А именно, значительный прирост случаев проявления семейно-бытового насилия.
В октябре прошлого года общественность по всему Казахстану начала сбор подписей под петицией против законопроекта «О противодействии семейно-бытовому насилию». Данный законопроект, а точнее некоторые его пункты вызвали ряд споров между его авторами и гражданской общественностью.
Активиста считают законопроект сильно не доработанным и поверхностным. По их мнению, законопроект необоснованно расширяет полномочия государственных органов, позволяя им вмешиваться в частную жизнь. По словам несогласных с законопроектом, понятие «насилие» в законопроекте трактуется расплывчато и требует детализации. Активисты говорят, что, если законопроект будет принят в текущем виде и вступит в силу, представители госорганов смогут забирать детей у родителей без судебных процедур, устанавливающих факт насилия, и лишать их родительских прав.
В целом позиция «противников» законопроекта заключается в нескольких пунктах: Первое не детализированные обозначения используемых терминов и статей, второе, возможность вмешательства государства во внутренние дела семьи и третье, противоречие с Конституцией РК.
Сам Законопроект «О противодействии семейно-бытовому насилию», состоящий из 49 статей, был подготовлен в октябре 2019 года. Созданная в апреле прошлого года специальная рабочая группа обсуждала проект на протяжении девяти месяцев, внесла изменения во многие пункты. Нижняя палата казахстанского парламента, мажилис, одобрила законопроект в первом чтении 23 сентября прошлого года. Сенат пока не приступал к обсуждению. 21 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев призвал инициаторов проекта «пересмотреть подходы, учесть все мнения». «Главная цель — защитить права женщин и детей», — написал Токаев в собственном Twitter᾽е.
Предшественник разрабатываемого законопроекта, а точнее действующий Закон «О профилактике бытового насилия» был принят в 2009 году и состоит из 26 статей. Авторы законопроекта заявляют, что нормы действующего закона предусматривают санкционные меры после установления фактов насилия над жертвой. В новом же законопроекте, как считает один из авторов, депутат мажилиса Ирина Унжакова, прописан механизм противодействия насилию, состоящий из 6 пунктов: профилактика, выявление, контроль, пресечение, воздействие, реабилитация.
В нем конкретизируются, что и кто должны будут предпринять. То есть, речь идет не только о роли министерства внутренних дел, но также министерств образования, здравоохранения, труда и социальной защиты, информации и общественного развития. Авторы законопроекта, считают, что в сферу противодействия насилию должны быть вовлечены все государственные структуры и общество в целом.
Как авторы, так и эксперты законопроекта считают, что проблема заключается в отсутствии разъяснительной работы гос. органами, так и неправильном толковании документа общественностью.
На текущий момент консультации в кругу экспертов и общественности продолжаются. В целом можно заключить, что текущие изменения, как и необходимость в пересмотре текущего закона говорит о правильных и своевременных тенденциях. Ранее, данная повестка дня не бросалась в глаза или же проходила незамеченной для больше части общественности в Казахстане.
Более глобальные изменения стали происходить с проведением Саммита ОБСЕ в 2010 году. Были подняты серьезные вопросы по правам и свободам отдельных категорий граждан, в частности представителей ЛГБТ и жертв домашнего насилия.
Текущем триггером, послужившим началом дискуссии на тему семейно-бытового насилия стала пандемия. Люди буквально оказались заперты в домах на протяжении первого карантина и буквально столкнулись с проявлением насилия со стороны партнеров. Причиной могли послужить буквально разные вещи, от нервов и скуки до текущего семейного и финансового положения.
Данная проблема стала актуальной в принципе для большей части мира, проживавших одинаковые карантинные меры в течении первого полугодия пандемии, а именно обязательной изоляции. Однако, данная проблема не является оправданием ни для казахстанского общества, ни для прочих. Мировая статистика показала значительный прирост насилия в ряде регионов за исключение стран Западной Европы. Многие эксперты связывают этот феномен с повышенным вниманием со стороны общественности и политиков ЕС к вопросам подросткового воспитания и семейной жизни.
Игорь Петров