Обеспечению открытости и подотчетности государственного управления в нашей стране способствуют две основные силы, — пишет эксперт. — С одной стороны, это повышающаяся активность СМИ и блогосферы, в результате которой правительством обнародуется все больше данных о своей деятельности. С другой – само государство заинтересовано и стремиться расширить доступ населения к информации. Так как без общественного контроля невозможно обеспечить качественную реализацию стоящих перед страной масштабных планов. Ключевая роль в этом процессе отведена пресс-службам.
Ежедневно в СМИ и социальных сетях распространяются десятки материалов, вызвавших общественный резонанс. А за год их количество может превышать 9 тысяч. К большей их части публикуются официальные комментарии пресс-служб госорганов. Так, в течение 2020 года пресс-службы отреагировали на 76 процентов критических и широко обсуждаемых материалов. Для сравнения: по итогам 2018-го этот показатель составлял 15 процентов.
Коренному совершенствованию и развитию пресс-служб способствует постановление Президента «О дальнейших мерах по обеспечению независимости средств массовой информации и развитию деятельности пресс-служб государственных органов и организаций» от 27 июня 2019 года. С этого момента руководители пресс-служб государственных органов получили статус советника по вопросам информационной политики и по условиям оплаты труда, медицинского и транспортного обслуживания приравниваются к заместителю руководителя государственного органа.
Одновременно с повышением статуса пресс-секретарей документом увеличен объем возложенных на них задач. К примеру, теперь они должны ежедневно публиковать информацию о деятельности организации. При этом необходимо уделить внимание не только веб-сайту, но и страницам в социальных сетях и мессенджерах. Словом, новости должны публиковаться одновременно во всех популярных веб-приложениях.
Эффект от данного нововведения виден невооруженным глазом: за три месяца 2021 года всеми пресс-службами госорганов опубликовано суммарно 25 тысяч материалов и это количество составляет более 42 процентов от общего числа информации в средствах массовой информации и социальных сетях.
Почти все пресс-службы госорганов, а их более 630, включая районные и городские хокимияты, ведут свои странички в «Телеграм» и «Фейсбук». Самые активные, например, пресс-служба Министерства внутренних дел, наряду с «Youtube» и «Инстаграм» уже осваивает «Тик-Ток». И это не просто веяние моды, а жизненная необходимость. Так как именно в этих ресурсах их целевая аудитория.
Сейчас пресс-службам, также как и средствам массовой информации, очень важно целенаправленно работать на аудиторию. Как отмечалось выше, они очень активно реагируют на критические материалы. Практика показывает, что существенная часть критики и негативных комментариев возникает из-за неосведомленности граждан в том или ином вопросе. Поэтому одна из основных задач пресс-служб ныне заключается не только в своевременном представлении официального комментария к уже опубликованному материалу, но и в постоянном предоставлении населению информации о своей деятельности, разъяснении причин и ожидаемых результатов принятого того или иного решения.
Одним из ключевых норм вышеназванного постановления стало внедрения механизма осуществления единой информационной политики в республике. В Агентстве информации и массовых коммуникаций создано отдельное подразделение, ответственное за организацию и координацию деятельности пресс-служб. С этого момента пресс-секретари назначаются на должность с учетом заключения Агентства и раз в три года проходят аттестацию.
Это нововведение позволило систематизировать работу пресс-служб госорганов с акцентом на открытость и готовность к диалогу. Одних только центральных госструктур в Узбекистане около более 80. Это министерства, комитеты, агентства, инспекции, государственные центры. Также Агентством координируется деятельность пресс-служб областных, городских и районных хокимиятов и органов хозяйственного управления – компаний с долей государства. Все пресс-секретари этих организаций при назначении прошли собеседование комиссии Агентства и осуществляют деятельность во взаимодействии с этой структурой.
Механизмы обеспечения открытости госорганов постоянно совершенствуются. Для того, чтобы национальные пресс-службы были в курсе мировых тенденций, на постоянной основе организуются семинары-тренинги для PR-сотрудников. При этом тренерами выступают не только узбекские эксперты, но и международные.
Так, в ноябре 2019 года Агентством организовано участие пресс-секретарей в международной практической конференции «Пресс-служба ‒ 2019: Новые технологии PR», прошедшей в Москве. Также в рамках подписанного между АИМК и правительством Великобритании меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве в целях оказания поддержки программе реформ в Узбекистане в конце 2019 года и начале 2020 года для сотрудников пресс-служб госорганов организована серия семинаров, в которых тренерами выступили специалисты правительства этой страны.
Следует отметить, что всего на семинарах, организованных Агентством, приняли участие более 550 сотрудников PR-служб.
На обеспечение подотчетности госорганов перед народом направлено также организация брифингов и пресс-конференций на площадке АИМК. Особенностью этих мероприятий является то, что выступающие в них спикеры стремятся дать ответ на волнующие население вопросы, прокомментировать тот или иной резонансный случай или устроить долгожданное интервью с журналистом на актуальную тему. Перед пресс-службами ставится задача по максимальному обеспечению присутствия среди спикеров руководства высшего звена.
Этот процесс был особенно ярко выражен в первые месяцы пандемии, когда все компетентные организации – начиная от Министерства здравоохранения до акционерной компании «Дори-дормон» ежедневно выступали в брифингах для СМИ. Всего в 2020 году проведено 771 подобное мероприятие. В них специалисты ответили более чем на 10 тысяч вопросов от журналистов и граждан.
Естественно, устраивать постоянные выступления руководителей в пресс-конференциях, где нередко задаются каверзные вопросы, нелегко. Для того чтобы повысить заинтересованность пресс-служб в этом процессе, а также в своевременном реагировании на критику, расширении охвата аудитории, публикации материалов в зарубежных СМИ, Агентством публикуется рейтинг пресс-секретарей по итогам каждого полугодия. Именно вышеназванные процессы выступают главными критериями их оценки.
В целом, в сфере обеспечения открытости и подотчетности госорганов впереди еще немало планов. В частности, планируется ввести отдельный рейтинг по открытости госорганов, усилить международный обмен опытом в этой сфере, а также наладить эффективное взаимодействие пресс-служб с блогерами и журналистами.
Мухаммад Каршибаев,
ведущий специалист Агентства
информации и массовых
коммуникаций при Администрации
Президента Узбекистана