Сервисная модель правоохранительных органов развивается

 Одной из задач общенационального приоритета 4 (Справедливое и эффективное государство на защите интересов граждан) Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденном Указом Президента Республики Казахстан от 26 февраля 2021 года, определено развитие сервисной модели правоохранительных органов. Это переход от силовой работы к сервисной модели взаимодействия правоохранительных органов с гражданами для построения безопасного и правового общества.

«Палочная» (то есть ориентир на показатели) система определения эффективности работы правоохранительных органов не оправдала себя. Ориентир на статистические данные был не всегда правильным. За этими показателями «гнались», фальцифицировали данные, нарушались права граждан, были жалобы. А нынешний критерий другой, объективный, опирающийся на народ, на доверие граждан, на доверие общества.

Это и есть реализация Концепции «слышащего государства», это близость к проблемам общества и более эффективная защита конституционных прав граждан. Поэтому оценка деятельности правоохранительных органов в том, что какую пользу обществу, какую  нужную «услугу» они оказали.

А граждан, в первую очередь, волнуют вопросы личной безопасности, безопасности семьи, собственности и общественная безопасность. Поэтому лозунг нынешнего дня – внедрить лучший мировой опыт работе с гражданами, по защите их собственности и личной безопасности.

В частности, в рамках Общенационального приоритета 4 планируется достичь к 2025 году следующих результатов:

1) не менее 0,56 баллов по Индексу World Justice Project;

2) не ниже 50 места по категории «Институты» по ГИК;

3) не менее 50 процентиля по Индексу учета мнения населения и подотчетности госорганов от Всемирного Банка;

4) не ниже 45 баллов по Индексу от Transparency International.

Общество всегда волновали вопросы необоснованного вовлечения граждан в орбиту уголовного преследования, нарушение процессуальных сроков и процедур, формализм и бюрократия, черствое отношение к простым гражданам. В итоге, десятки тысяч жалоб на действия и решения органов уголовного преследования. Это отнимало много сил. Теперь появились специализированные подразделения для работы с обращениями.

Перестраивается работа сотрудников, участковых. Они «сидят» в чатах собственников имущества (ОСИ) и КСК. Всегда вежливы, сразу ориентируются на нужды горожан, предупреждают о возможных преступниках, мошенниках и другое. Тем самым выстраивают диалог с обществом, с гражданами, учатся терпеливо выслушивать человека, думать как разрешить тот или иной конфликт.

В целом, улучшается работа с обращениями граждан. И это повышает степень защищенности прав граждан и устраняют поводы и причины для жалоб и недовольств.

Пересмотрены требования к кандидатам и сотрудникам правоохранительных органов, работает программа обучения с использованием современных подходов и цифровых технологий по аналогии с административной государственной службой. Идет улучшение внутренних процедур. Процесс цифровизации с применением элементов искусственного интеллекта и других передовых аналитических инструментов – вот будущее.

Клиентоориентированный подход становится – нормой жизни. Но работы, конечно, еще много. Постепенно меняется психология.

Местная полицейская служба уже работает по принципу «полиция шаговой доступности», где ключевая роль отводится участковому инспектору.

Ряд целевых индикаторов и действий по развитию сервисной модели в деятельности правоохранительных органов ожидаются в рамках Концепции правовой политики до 2030 года. Сейчас проект проходит согласование в Администрации Президента. Мурат Баймукашев, заместитель министра внутренних дел, указал, выступая на правовом совете партии «Nur Otan», что увеличены зарплаты полицейских, в частности служащих военноследственных подразделений – на 55%, рядового и младшего начальствующего состава – на 33%. Также для помощи в решении жилищного вопроса был расширен перечень должностей, имеющих право на компенсацию за наём жилья. В него дополнительно включены сотрудники дежурных частей, подразделений конвойной и кинологической службы, патрульной полиции, это более 8 тысяч сотрудников. Всего на сегодняшний день данной социальной гарантией охвачено более 72% служб ОВД или порядка 24 тысяч человек. Наряду с этим, компенсация переведена на механизм жилищных выплат, это ипотека либо аренда с последующим выкупом», – отметил замминистра. Кроме того, для обеспечения важного принципа «полиция шаговой доступности», МВД совместно с акиматами продолжают строительство новых участковых пунктов полиции. Однако, из 78 УПП запланированных в текущем году открыто лишь 26. Строительство и содержание полностью лежит на местных бюджетах, отсюда зависимость от решений местных маслихатов и акиматов. Министерство внутренних дел заключило соответствующие меморандумы с акимами регионов до 2023 года.

От внедрения сервисной модели повысится уровень восприятия населением собственной безопасности; пройдет формирование и внедрение казахстанской сервисной модели деятельности правоохранительных органов;

Обеспечится реализация принципа меритократии при поступлении и продвижении по службе; создастся сбалансированная система оценки правоохранительных органов, учитывающей мнение населения и многое другое. Формирование сервисной и «человекоцентричной» модели государственного управления, в которой главными ценностями являются человек, его права и свободы, их благополучие, определены в качестве приоритетов в Концепции государственного управления до 2030 года.

Марат Башимов