Развитие торгово-экономической деятельности в Казахстане

Государственная программа развития торговли на 2021-2025 годы определяет ключевые аспекты государственной политики в данной сфере. Целью программы является создание и развитие современной торговой системы, обеспечивающей насыщение рынка качественной продукцией и конкурентоспособность экспортных товаров и услуг.
При определении долгосрочной стратегии развития торговли на 2021-2025 гг. обозначены 7 ключевых задач:

  • повышение качества и безопасности продукции;
    -формирование качественного человеческого капитала в торговой сфере;
  • обеспечение оптимизированного цифрового торгового процесса;
    -создание многоформатной торгово-распределительной инфраструктуры;
  • формирование комфортной потребительской среды;
    -качественная диверсификация импорта и экспорта несырьевых товаров/услуг;
    -создание благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках.
    Постановлением Правительства также утвержден Национальный проект по развитию торговли Республики Казахстан на 2021-2025 годы.
    Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации проекта включает:
    1) Увеличение экспорта несырьевых товаров и услуг до 41 млрд. долл. США;
    2) Рост производительности труда в оптовой и розничной торговле на 11,8% к базовому периоду 2019 года;
    3) Реальный рост инвестиций в основной капитал по отрасли оптовой и розничной торговли на 40% к базовому периоду 2019 года;
    4) Создание 71,6 тысяч новых постоянных рабочих мест в оптовой и розничной торговле, а также повышение других показателей в сфере торговли и экономики.
    Также согласно проекту, доля ненаблюдаемой (теневой) экономики (в оптовой и розничной торговле) в ВВП в 2025 году снизится до 5%.
    Для достижения указанных результатов понадобится решить несколько задач: во-первых, это создание благоприятных условий для устойчивого роста внутренней торговли; также необходимо повышение качества и безопасности продукции; кроме того, необходимо также обеспечить улучшение доступа на внешние рынки и продвижение несырьевого экспорта.
    В рамках реализации национального проекта предусмотрено построение диверсифицированной и инновационной экономики. В частности, речь идет о:
  • расширении возможностей для роста и развития МСБ;
  • внедрении новых подходов привлечения инвестиций;
  • сбалансированном регулировании предпринимательства;
  • обеспечении здоровой конкурентной среды;
  • развитии собственной научно-технологической и инновационной базы;
  • развитии инфраструктуры и цифровизации базовых отраслей экономики.
    Кроме того, предусматривается активное развитие экономической и торговой дипломатии, в рамках которой ставятся задачи по расширению торгово-экономического сотрудничества, а также продвижение и защита национальных интересов через активное участие в международных интеграционных объединениях; создание благоприятных условий для продвижения казахстанской продукции.
    Планируется, что на развитие внутренней торговли понадобится 380 690 млн тенге, на развитие инфраструктуры качества — 36 332,7 млн тенге, на развитие внешней торговли — 261 943,9 млн тенге (448 523 млн тг — госгарантия).

Мерхат Ашимов