Концепция «Слышащее государство»

Цитируя Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева: «Слышащее государство» – это, государство, где главным являются интересы гражданина, где налажен механизм взаимодействия государственных органов с гражданами и функционирует безбарьерная инфраструктура, позволяющая гражданам быть вовлеченными в процесс принятия решения и контроля за ними».
В Послании Президента народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана» отмечена необходимость внедрения концепции «слышащего государства» — модели оперативного и эффективного реагирования на конструктивные запросы граждан для формирования обратной связи между гражданами и государственными органами. Идея «слышащего государства» предполагает повышение чувствительности государственного аппарата к запросам населения, выработку лучших технологий и практик коммуникаций между властью и обществом. «Слышащее государство» должно работать по принципу сервисного государства, где главная задача деятельности государственных органов является качественное выполнение потребностей своих граждан.
Иными словами, ядром концепции является народ, человек. Как поясняет политолог, директор Экспертного института Европейского права и прав человека Марат Башимов, концепция «слышащего государства» является реализацией принципов Конституции Республики Казахстан: принципов открытости, справедливости, равенства, народовластия, когда во главу угла ставится человек. В этом контексте Конституция гласит, что в деятельности государства и государственных органов высшей ценностью является человек. Связь человека с государством и гражданским обществом — все в взаимосвязанности дает возможность построению правового государства. Именно к этому и стремится страна через реализацию концепции.
6 февраля 2021 года в Министерстве информации и общественного развития Республики Казахстан состоялось первое заседание рабочей группы по разработке подходов по переходу к концепции «Слышащего государства», где обсуждались подходы к реализации концепции, на основе текущих проблем каналов прямой и обратной связи.
Первым шагом к реализации концепции стала активизация государственных коммуникаций чиновников. В прошлом году чиновники активно стали открывать свои странички в социальных сетях после того как Президент на расширенном заседании Правительства призвал это сделать. Сам Глава государства имеет странички в социальных сетях: с 2011 года он активно ведет свои аккаунт в Twitter, а в прошлом году открыл аккаунт в Instagram.
Для возврата общественного доверия в прошлом году был создан Национальный совет общественного доверия при Президенте РК. Данный Национальный совет является консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан, основной целью которого является выработка предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности и политических партий, гражданского общества. В компетенцию Национального совета входят такие задачи, как, проведение общественной экспертизы проектов концепций, государственных программ и нормативных правовых актов; рассмотрение значимых стратегических проблем с учетом мнения общественности и гражданского общества; обеспечение конструктивного диалога между представителями общественности, политических партий, неправительственного сектора и государственных органов; осуществление иной деятельности в рамках своей компетенции, не противоречащей законодательству Республики Казахстан.
Национальный совет общественного доверия также сыграл особую роль в процессе разработки нового Закона «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан». На втором заседании НСОД Президентом было поручено внести изменения в Закон «О выборах в РК», и результаты мы наблюдаем уже сейчас: с 2021 года в стране вводится система выборности руководителей местных исполнительных органов, пока что начиная с самых низких уровней власти – акимов сельского уровня.
Для того, чтобы население было социально активным и вовлеченным в политический процесс, необходимо поддерживать и укреплять гражданское общество, которое напрямую взаимодействует с народом. Международный опыт развитых стран показывает, что при открытом государстве население активно вовлечено в процесс принятия решений. Уже давно многие страны имеют порталы открытых данных, где правительства публикуют данные, которые могут быть использованы как общественными организациями с целью осуществления контроля за деятельностью органов власти, бизнесом, создавая и развивая существующие информационные продукты, так и гражданами. В Казахстане также имеется такой портал как «Открытые данные», это часть инициативы Открытого правительства, которое является элементом «Электронного правительства» РК.
Предпринятые меры являются лишь началом большого пути становления Казахстана как правового, «слышащего» государства, впереди еще много работы, и роль народа в успешной реализации данной концепции является ключевой.

Сергей Петров