- Добрый день, Омирсерик Сагиндыкович, Вы не раз вносили предложения по преодолению кризисных явлений в экономике. Как бороться с теневой экономикой и оздоровить экономику, ваше видение?
- В стране наблюдается ежегодный рост теневой экономики, объём которой по разным методикам оценок достигает от 17.8 до 32.8 процентов от ВВП. Это триллионы недополученных налогов. По данным Агентства РК по финансовому мониторингу (далее – АФМ) вывод денег из страны на начало 2021 года составил 27 триллионов тенге, в то время как экономика страдает от недостатка оборотного капитала. Несмотря на то, что невыполнение требования о репатриации национальной и иностранной валюты карается уголовным законом, к ответственности за это правонарушение не привлечено ни одно лицо, ни одна такого рода операция не приостановлена, что говорит о некоей заинтересованности определенных лиц. Из года в год увеличивается экономическая контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов, (разница стоимости товаров, отправленных из КНР по их учетным данным и данным нашей таможенной службы составляет более 1 миллиарда долларов), незаконное обналичивание денег юридическими лицами с целью уклонения от уплаты налогов путём совершения фиктивных сделок и искусственного увеличения расходной части своей деятельности, ущерб от которых исчисляется триллионами тенге неуплаченных налогов в казну. Однако, единственный уполномоченный орган в лице АФМ не принимает мер по сокращению и ликвидации финансовых правонарушений, хотя нормативно-правовая база для этого достаточна. Казахстан присоединился к международным конвенциям по борьбе с незаконной легализацией денег и имущества, и финансированию терроризма, и принял аналогичный закон, согласно которому все сомнительные операции должны приостанавливаться и проверяться.
Действует Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которым установлено требование возврата резидентами из-за границы валюты в интересах экономики Казахстана, защиты внутреннего рынка от импортируемой инфляции, недопущения сокращения валютных резервов и их пополнения, стабилизации курса тенге и создания условий для его конвертируемости. В Законе «О Национальном Банке Республики Казахстан» реализация всех этих задач возложена на Национальный Банк, который, как показывают события последних дней, самоустранился от выполнения обязанностей по контролю за перемещением капиталов.
Причиной этому видится в слабости кадрового потенциала Национального Банка, АФМ, отсутствии креативного мышления, наличии коррупционной составляющей в формировании руководящего состава, когда лица, замеченные в совершении правонарушений, провалившие или посредственно выполнявшие свои обязанности, не знающие специфику работы ведомства, назначаются его руководителями.
При существующей коррупциогенности обеспечить выявление, беспристрастность и объективность расследования экономических преступлений дело не из легких, чем и объясняется отсутствие результатов оперативной и следственной работы по вышеперечисленным наиболее значимым показателям, что привело в конечном итоге к январским событиям текущего года, когда митингующие беспрепятственно финансировались из заграничных источников, когда в обход таможенного контроля перемещались оружие и боеприпасы, товары народного потребления для последующей реализации и финансированию терроризма. Поэтому уполномоченным органам следовало бы дать надлежащую оценку деятельности АФМ (единственный орган, которому подведомствены и подследственнены вышеназванные экономические уголовные правонарушения), как это произошло с руководством Министерства обороны, КНБ и т.д. - А каковы внутренние причины кризиса?
- Наряду с внешними причинами кризиса в экономике существуют и внутренние, такие как сложная социально-политическая обстановка, принятие неверных управленческих решений в регионах и ведомствах, недостатки инновационной, инвестиционной и финансовой политики в целом.
Не секрет, что кризисные явления в финансово-кредитной сфере нашей в стране носят хронический характер, регулярные падения курса тенге наносят непоправимый вред государству, бизнесу и населению страны. Однако, Национальный Банк, кроме валютных интервенций и механизма управления стоимостью денег, эффективных действий по стабилизации экономики не предпринимает. В результате последних девальваций национальной валюты ВВП страны в долларовом выражении сократился, а внешний долг Казахстана только за 2020 год увеличился, и по данным Нацбанка РК, по состоянию на 1 января 2021 года составил 163,3 млрд долларов США.
Более того, абсолютно непонятна допускаемая финрегулятором привязка тенге к рублю. Это при том, что доля экспорта Казахстана в 2021 г. составила 101 млрд. долларов США, а экспорт на территорию РФ составил всего 7,5 млрд. долларов США, что составляет менее 10% от внешнего торгового оборота страны.
При таких показателях говорить о зависимости нашей экономики от состояния Российского рубля необоснованно.
По оценкам некоторых специалистов рубль в Казахстане дороже, чем в России почти на 30%, что открывает возможности Россиянам сбрасывать собственную обесценивающуюся валюту, обменивая на тенге.
Вместе с тем многие страны оказались устойчивы к колебаниям цен на энергоносители и другим внешним факторам, в связи с чем было бы правильным изучение и применение опыта этих стран в наших условиях.
Например, Азербайджану пока удается удерживать от резкого падения курс своей валюты, маната. Если в середине 2010-х манат был девальвирован более чем в 2 раза, то падение котировок 2020 года практически никак не сказалось на курсе азербайджанской валюты. С начала нового кризиса манат устойчиво держится около своего сложившегося за последние 3 года значения (1,7 маната за доллар США).
В целях эффективного планирования экономики полезным является опыт КНР с ее вертикально интегрированной экономикой. В Китае все важные решения о необходимых государству проектах принимаются руководством страны, и они спускаются в директивном порядке. В результате государство само создает прочные условия для дальнейшего роста, а не пытается лавировать, имея на руках только то, что создается бизнесом хаотично. В нашей стране, зачастую, строятся (как ЛРТ) не нужные стране производства, либо непродуманно строятся по технологиям, которые заведомо отстают от мировых аналогов, тем самым, закладывая фундамент будущих банкротств. В итоге за 30 лет независимости Казахстан лишился старой советской промышленности, не создав никакой альтернативы, никакого эффективного производства, никаких товаров, востребованных на внешнем рынке. По оценкам некоторых независимых экспертов при сохранении текущей модели экономики на казахстанца 2030 года будет приходиться на 30% меньше бюджетных средств, чем на казахстанца 2010 года, и на 50% меньше бюджетных средств, чем на казахстанца 2013 года. И спасти страну может только создание новых производств и продажи новых конкурентоспособных на внешних рынках товаров с высокой добавленной стоимостью.
Таким образом, считаем, что проработка финансово-экономической модели соответствующими государственными органами должна быть скорой, без отвода на далекую перспективу, более глубокой, с привлечением общественности, экспертного сообщества, в целях обеспечения экономической стабильности будущего и возможности стратегического планирования экономики государством.
В связи с этим решение Президента РК от 14 сентября 2020 года об образовании Высшего совета по реформам при Президенте Республики Казахстан считаем крайне своевременным шагом, который был с одобрением встречен всеми патриотами нашей страны. Единственный вопрос, который закономерно возникает при изучении состава Высшего совета по реформам, это будут ли достаточно решительными предлагаемые реформы и их реализация, с учетом того, что в его составе находятся те, по вине которых эти реформы стали необходимы и кто должен эти реформы в дальнейшем реализовывать? Возможно, в состав Высшего совета по реформам нужно ввести, как указано выше, больше представителей общественности, хотя бы в качестве экспертов и наблюдателей, либо вовсе вывести из его состава руководителей ведомств с одновременным привлечением компетентных профессионалов, как из числа граждан РК, так и ведущих авторитетных мировых экспертов. - Омирсерик Сагиндыкович, в последние годы в обществе часто обсуждаются вопросы обоснованности приватизации объектов государственной собственности. Ваше мнение поданному вопросу?
- Считаю, что подход к вопросам приватизации объектов, имеющих стратегически важное значение для страны, был недостаточно грамотен. К примеру, в результате действий или бездействия государственных органов в сфере защиты конкуренции был утрачен контроль над внутренним рынком реализации нефтепродуктов и газа, в результате чего, Министерство энергетики в качестве статиста может лишь констатировать повышение цен на нефтепродукты и газ, что является очень чувствительным вопросом для населения и касается каждой казахстанской семьи. Пример очевиден.
Напомним, что ранее в распоряжении АО НК «КазМунайГаз» и Министерства энергетики РК была самая крупная сеть АЗС в стране, с помощью которой было преодолено множество кризисов и косвенно оказывалось благотворное влияние на весь рынок. В настоящее время этот актив приватизирован и в составе АО НК «КазМунайГаз» отсутствует подразделение, осуществляющее розничную реализацию. С момента приватизации новыми собственниками неоднократно повышены цены на ГСМ как и повышались в целом по стране цены на газ, продукты питания и т.д.
И это лишь один пример, а сколько таких объектов на стадии реализации либо уже приватизировано и в дальнейшем каким образом сложится будущая картина казахстанской экономики – неизвестно.
Поэтому государству необходимо избавляться, прежде всего, от неправильных, ненужных государству заведомо убыточных проектов, оставляя стратегически важные производства, обеспечивающие стабильность ценообразования товаров, приемлемых для населения страны, а также приносящие государству активы в твердой валюте.
Кроме того, необходимо добиться системности в работе уполномоченного органа по защите конкуренции в стране, а не так как происходит сейчас, где после январских событий «проснулись» и начали выявлять необоснованное повышение цен на социально-значимые продукции промышленного производства и продуктов питания. Возникает справедливый вопрос: «Почему они не реагировали раньше?» - По оценкам некоторых издании в стране наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров. Ваше мнение по поводу поиска и отбора кадров?
- В настоящее время отбор кандидатов на государственную службу в целом является прозрачным, доступным для каждого гражданина. Любой желающий может, среди которых могут быть самозванцы, карьеристы и т.д. пройдя экзамены попасть в резерв. Однако в нынешнем своем виде не решается главная задача – поиск лучших, талантливых профессионалов в своих отраслях. Поэтому и является весьма скудной скамья действительно деловых резервистов на различные должности на государственной службе.
Общепризнан тот факт, что развитые страны активно борются за человеческие ресурсы, привлекая в свои экономики специалистов со всего мира. Соответственно, все специалисты достаточной квалификации, которых выпускают образовательные системы внутри стран заведомо распределены и устроены.
В Республике Казахстан сложилась парадоксальная ситуация, когда отлично обученные, зачастую в лучших зарубежных учебных заведениях, имеющие хороший опыт работы в национальных, частных отечественных и зарубежных компаниях, имеющие практические знания и навыки в различных отраслях специалисты не востребованы на государственной службе. А их места занимают лица, не знающие производственные отношения и в целом процесс, которые обустроившись в верхних эшелонах власти диктуют иногда немыслимо «умные» рекомендации, которые и сами не понимают.
Считаю необходимым пересмотреть подходы и методики поиска специалистов на вакантные должности из пассивных (отбор кандидатов из резерва) в активные, то есть поиск и привлечение лучших отечественных специалистов, с использованием современных технологий, сайтов в сети Internet (наподобие LinkedIn и Headhunter), и переобучением, при необходимости в Академии государственной службы. При этом инициатива поиска и трудоустройства должна исходить не от претендента, а от государства, как это происходило в советское время.
Поэтому же принципу должен проходить отбор и партиями кандидатов в депутаты Парламента.
Большой общественный резонанс вызвал действующий состав Мажилиса Парламента. Представители казахстанского общества задают резонные вопросы, насколько соответствуют в профессиональном плане функциям законотворцев представители творческих, спортивных кругов, и лица, которые даже не могут прочитать готовые тексты на государственном языке. Эти вопросы остаются без ответов, однако могут отразиться на качестве проработки законопроектов, со всеми вытекающими последствиями.
- Омирсерик Сагиндыкович, в нынешнее время идет большой отток населения с нашей страны. Как Вы считаете какова проблема?
- Угрожающие масштабы приобретает отток казахстанцев за рубежи нашей Родины. Отрицательное сальдо миграции, даже в условиях затрудненного международного сообщения из-за продолжающейся пандемии коронавируса COVID-19, является очень показательным. Идет и скрытая миграция, при которой люди уезжают в страны ближнего и дальнего зарубежья, не отказываясь от гражданства РК, получая вид на жительство или переходя на нелегальное положение в других странах мира.
Среди причин «чемоданного настроения» граждан Казахстана называют снижение качества жизни, отсутствие видения перспектив, недостатки в сфере образования, экологические проблемы, вопросы физической безопасности, равнодушие чиновников, бизнес-климат в условиях пандемии, а также запрос на комфортную жизнь сегодня, а не в отдаленной перспективе.
При этом анализ состава отъезжающих граждан показывает, что в основном это обученные специалисты технических отраслей, медики, учителя. Прибывают же в Казахстан на ПМЖ в основном низкоквалифицированные кадры, требующие переобучения и иных затрат для ассимиляции.
На фоне оттока высококлассных специалистов, их места занимают специалисты более низкой квалификации, которые не могут в полной мере исполнять их функции, что приводит к снижению уровня профпригодности со всеми вытекающими последствиями.
Поэтому следовало бы для возвращающихся на историческую родину қандасов и других лиц, избравших местом постоянного проживания нашу страну, принять меры по их обучению языку, приобретению необходимой профессии и другие меры для их ассимиляции в обществе. Кроме того, желательно было бы их распределить по регионам страны с учетом возможности трудоустройства, как это принято в других государствах (например Германия), не сосредотачивая в одном конкретном регионе.
Считаю необходимым разработку большого пакета социальных реформ, увеличение выплат за рождение детей, прекращение практики бесконечных экспериментов над системой образования и либо возвращение зарекомендовавшей себя советской системы образования, либо полное калькирование лучших мировых систем образования. Поскольку по данным авторитетной международной оценки знаний учащихся (PISA), Казахстанские школьники кардинально отстают от учеников других стран ОЭСР. Казахстан имеет почти, что в три раза больше отстающих по чтению, в шесть раз меньше лучших учеников по математике, в 2,8 раза больше отстающих по всем предметам.
Кроме того, очевидно, что система здравоохранения в ее нынешнем состоянии не отвечает современным вызовам и также требует тотального реформирования на основе лучшего мирового опыта, картина здесь напоминает положение дел в образовании. К примеру, количество больниц в стране снизилась с 998 в 2010 г. до 761 в 2020 г. - Немного хотел поговорить с Вами на правовую тему. Что нужно совершенствовать в уголовно-правовом поле?
- Начиная с 2014 года, как уже отмечено выше, когда были приняты новые УК, УПК, и все последующие годы были «урожайными» на изменения в УК, УПК. Недостатки уголовного, уголовно-процессуального законодательства, несмотря на вносимые поправки, все больше и больше уводят от решения проблем расследования органами уголовного преследования и рассмотрения судами дел об уголовных правонарушениях.
Необходимо совершенствовать уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Основными же недостатками действующего уголовного, уголовно-процессуального законодательства являются в частности: бессистемность поправок уголовного закона; криминологическая и социальная необоснованность многих нововведений; недостаточность научного сопровождения законотворческого процесса; отсутствие системы экспертных оценок законопроектов; преувеличение роли уголовных репрессий в совершенствовании общественных отношений.
К примеру, если разобрать причину неэффективности расследования органами уголовного преследования и рассмотрения судами дел об уголовных проступках в рамках действующего уголовного процесса и наличии при этом следственной и судебной волокиты, вырисовывается следующая практика. Как известно ранее, до введения понятия уголовного проступка, мелкие правонарушения уголовно-правового характера относились к разряду административных и дела по ним рассматривались по правилам, предусмотренным КоАП, оперативно и в кратчайшие сроки с вынесением постановления суда о наложении административного взыскания и без каких-либо иных правовых последствий. В общественном сознании привлечение лица к административной ответственности не порицалось так сильно, как осуждение лица за уголовное преступление с признанием его преступником.
Перевод административных правонарушений в разряд уголовных проступков, и осуществление досудебного производства по ним на принципах уголовного процесса, казалось бы, в целом явилось правильным шагом, отвечающим международным стандартам и направленным на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, его защиту от необоснованного обвинения. К сожалению, реформирование законодательства в этой сфере проведено чрезмерно упрощенно, путем введения института ответственности за уголовный проступок путем автоматического распространения всех правил УК и УПК на уголовные проступки, механической замены в УК слова «преступление» на слово «правонарушение» без учета принципов и институтов уголовного права и криминологии, а также субъективных факторов. В частности, непродуманным решением является закрепление в УК норм о совокупности преступлений и уголовного проступка, назначении общего уголовного наказания по совокупности преступления и уголовного проступка, назначение общего уголовного наказания по совокупности приговора за преступление и приговора за уголовный проступок и т.д. Эти положения уголовного закона фактически размывают отличие понятий преступления и уголовного проступка и определяют уголовный проступок как вид преступления.
Судопроизводство по делам об уголовных проступках также приближено к расследованию и рассмотрению дел о преступлениях. Так, досудебное расследование (протокольная форма) по уголовным проступкам, хотя формально и отделено от предварительного следствия (дознания), однако, УПК предусматривает соединение дел о преступлениях и уголовных проступках, по которым в дальнейшем досудебное производство осуществляется в форме дознания либо предварительного следствия. В связи с этим и другими обстоятельствами, связанными с применением общих правил досудебного производства, нередко дела об уголовных проступках расследуются продолжительное время. Это, в свою очередь, ведет к размыванию цели и значимости закона о немедленной ответственности за незначительные правонарушения, а также к созданию следственной и судебной волокиты.
В силу вышеуказанных положений УК и УПК действующий институт уголовной ответственности за уголовный проступок, в целом, признается обществом репрессивным. Если ранее привлечение за административное правонарушение не влекло существенных правовых последствий и большого общественного порицания, то сейчас факт привлечения приговором суда за это же деяние в виде уголовного проступка признается уголовным осуждением, а привлеченное лицо – преступником. Действующая отчетность правовой статистики с учетом лиц, осужденных приговором суда за уголовные проступки, также выглядит крайне карательной. Так, только в 2019 году приговором суда осуждены за уголовные проступки и признаны преступниками 7 246 лиц (это 26,7% от числа всех 27 160 осужденных), в 2020 году 5 981 лицо (это 20% от числа всех 29 911 осужденных).
В этой связи, предлагается осуществить по этому вопросу более существенную корректировку уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Представляется, что судопроизводство по уголовным проступкам должно быть регламентировано отдельными нормами с установлением следующих принципов: за уголовный проступок лицо не осуждается приговором суда, а лишь привлекается к ответственности постановлением суда не с назначением уголовного наказания, а с наложением уголовного взыскания; не допускается соединение дел о преступлениях и проступках, исключается совокупность преступления и уголовного проступка и назначение наказания по совокупности преступления и уголовного проступка, а также назначение общего уголовного наказания по совокупности приговора за преступление и приговора за уголовный проступок. Досудебное расследование (протокольная форма) по уголовным проступкам должно быть отделено от следствия (дознания) по преступлениям и производиться немедленно либо в кратчайшие сроки, например не более 3 суток. Судебное рассмотрение также должно быть скорым с вынесением постановления суда о наложении уголовного взыскания в день поступления материалов. При этом привлечение правонарушителя к уголовной ответственности за уголовный проступок не приговором, а постановлением суда будет соответствовать требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан о том, что лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет доказана вступившим в законную силу приговором суда (из указанного конституционного положения следует, что приговор суда выносится лишь по делам о преступлениях).
В качестве варианта совершенствования действующего законодательства, регулирующего ответственность за уголовные проступки, предлагается принятие отдельного Кодекса об уголовных проступках (КоУП), содержащего нормы как материального, так и процессуального права. КоУП должен содержать общие нормы, определяющие цели, задачи, понятия и принципы уголовной ответственности за уголовный проступок, перечень статей, предусматривающих ответственность за их совершение, и процессуальный порядок досудебного расследования и производства в суде по делам этой категории. - Омирсерик Сагиндыкович,что еще Вы можете сказать по поводу проводимых реформ?
- Из интервью помощника президента Асета Исекешева, данное им 365info.kz прослеживается, что судебная система и работа правоохранительных органов постоянно подвергаются критике обществом. Люди высказывают свое недовольство, нередко выражают недоверие к судам и полиции.
Это на самом деле так, в последние годы «реформаторами» законодательные изменения преподносятся, в том числе, как меры, предпринятые для повышения доверия граждан к судам. Однако введенные нововведения никакую роль в повышении имиджа судебной системы не сыграли, проведенные модернизации бессистемны, в них нет четкого плана, как в краткосрочности, так и в стратегической перспективе, т.е. они проведены, наверное, ради проведения реформ, с целью создания видимости кипучей работы.
В настоящее время отдельные члены нашего общества, различные объединения граждан, понимая всю серьезность положения дел в стране, обращаются с предложениями на имя главы государства, правительства и т.д. Однако с сожалением вынуждены еще раз констатировать, что на текущий момент мы не наблюдаем системной работы государственных органов и некоторых должностных лиц по рассмотрению, изучению и внедрению предложений, которые поступают от граждан нашей страны, и (к примеру) разрабатывает наше общественное объединение в интересах государства. Вопросы, которые мы поднимали в прошлом своем обращении о репатриации капиталов, борьбы с теневой экономикой, остались без внимания. Наше предложение о выведении Службы экономических расследований Комитета по финансовому мониторингу из состава КФМ Министерства финансов РК и создании Агентства с прямым подчинением Президенту – было учтено и реализовано. Однако, предложение о проверке деятельности уполномоченных органов по обоснованности выдаче разрешений на вывод капиталов из страны, соблюдению сроков возврата валюты и законности выдачи разрешений на продление сроков их возврата – не реализовано. Предложение же по пенсионному обеспечению судей-отставников перенаправлено в Верховный суд РК, который вовсе неправомочен решать вопросы соцобеспечения судей, ибо они требуют законодательных изменений.
Следует еще раз констатировать, что сейчас положение дел в стране обязывает патриотично настроенных людей сплотиться вокруг президента Касым-Жомарт Токаева, ибо его последние инициативы по возврату незаконно выведенного капитала, приватизированных объектов, выведению страны из экономического кризиса, направлены на процветание нашего государства и восстановление социальной справедливости.
Омирсерик Сагиндыкович, Вы – идеал этой профессии, настоящий ас, чья честность и справедливость решений была примером для подражания.
Спасибо!
Кайрат Коканов
Корреспондент,
газета «Человек и Закон»