Государственная политика борьбы с наркоманией и наркобизнесом

Наркомания входит в перечень наиболее опасных для мирового сообщества угроз. Борьба с распространением наркотиков в Казахстане отнесена к числу приоритетных задач. Президентом Касым-Жомартом Токаевым в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2021 года отмечена необходимость в установлении мощного заслона на пути распространения наркотиков среди наших граждан, особенно молодежи. в соответствии с Дорожной картой «Жастар отанға» установлен среднереспубликанский показатель по снижению наркомании среди молодёжи на 9% от общего числа состоящих на учёте.
Противодействие распространению наркомании и наркобизнеса осуществляется через ряд направлений: доработка национального законодательства в антинаркотической сфере, выявление уголовных наркоправонарушений, разобщение организованных преступных групп, пресечение наркотрафика, в том числе из-за рубежа, и ликвидация подпольных нарколабораторий.
Однако, последняя программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Казахстане была утверждена Правительством в 2012 году, в 2015 году была закрыта, а новая так и не была разработана. В связи с чем, существует необходимость создания новой комплексной программы противодействия распространению наркотиков.
На сегодняшний день антинаркотическое законодательство приведено в полное соответствие с международными нормами. Казахстаном подписаны все основные конвенции ООН 1961-го, 1971-го и 1988 годов в антинаркотической сфере. Продолжается реализация ряда совместных с международными организациями и государствами-партнерами проектов по совершенствованию работы государственных органов в борьбе с наркотиками.
В рамках международного сотрудничества налажена совместная работа с Организацией экономического сотрудничества, Шанхайской организацией сотрудничества, Организацией Договора о коллективной безопасности, Содружеством Независимых Государств, а также Центральноазиатским региональным информационным координационным центром по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В рамках ШОС утверждена Антинаркотическая стратегия государств-членов на 2018-2023 годы и Программа действий по ее выполнению, а также Концепция профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами.
Большую помощь в реализации сразу пяти проектов Казахстан также получает от управления ООН по наркотикам и преступности. Все они направлены на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров в странах Центральной Азии, Афганистане и соседних странах.
Ежегодно и с завидной периодичностью проводимые в Казахстане оперативно-профилактические и рейдовые мероприятия, такие как «Кокнар», «Транзит», «Паутина», «Канал», «Допинг», показывают, что страна по-прежнему остается одним из звеньев транзитной цепочки произведенного в Афганистане наркотика.
Большой проблемой является тот факт, что через территорию Казахстана проходит так называемый северный маршрут трафика афганского героина. В результате мер по укреплению государственной границы, материально-техническому оснащению правоохранительных и специальных органов, участвующих в противодействии незаконному обороту наркотиков, а также усилению международного взаимодействия с сопредельными государствами, трафик героина через нашу страну из года в год неуклонно снижается. Если 10 лет назад из незаконного оборота изымалось порядка 130 кг этого наркотика, то сейчас ежегодно не более 20.
Нельзя снимать со счетов и то, что значительное негативное влияние на состояние проблемы оказывает и наличие обширных ареалов произрастания дикорастущей конопли в южных регионах республики, особенно в Шуской долине. В целях пресечения его распространения по территории нашего государства ежегодно с июня по октябрь проводится масштабная операция «Қарасора».
В 2018 году также были приняты концептуальные изменения в антинаркотическое законодательство. В зону государственного контроля введены все известные наркотические вещества (89 новых наименований), введено понятие «базовая структура», что позволяет относить к наркотикам новые вещества, не входящие в подконтрольные списки. Правительство наделено правом внесения изменений в списки подконтрольных веществ, что значительно сокращает период от появления нового наркотика на рынке до его законодательного запрета.
Кроме того, с 2020 года действуют изменения уголовного законодательства, ужесточающие ответственность за незаконный оборот наркотиков с использованием электронных информационных ресурсов.
Большую работу проводят местные исполнительные органы, посредством работы напрямую с молодежью, распространения агитационных видеороликов через социальные сети и организацию профилактических мероприятий с участием экспертов.

Семён Каржов