Недавнее крайне грубое и оскорбительное по форме, провокационное и едкое по содержанию обращение российского журналиста и ведущего развлекательного шоу «Международная пилорама» Тиграна Кеосаяна в адрес казахов возмутило всех казахстанцев и никого не оставило равнодушным даже за его пределами, в том числе его земляков, местных армян. Вызывает отвращение также его приблатненно-паханская манера выпадов. Ко всему, он также угрожал скорым вторжением российских войск в независимый и суверенный Казахстан. Между прочим, пропаганда и призыв к войне запрещается законом любой страны. Это прямо-таки тянет на весомую статью уголовного кодекса. Мимо всего этого просто спокойно пройти невозможно. Бьет по самому живому, по чувству национального достоинства. Казахский народ, милосердный по своей изначальной природе, не заслуживал такого пошлого и огульного охаивания. Есть непреложная истина, друзья всегда познаются в беде. В тяжелые годы депортации многих народов, корейцев, немцев и части кавказских народов (в том числе и армян, курдов) в Казахстан, когда их грубо вывалили скопом с грузовых вагонов в заснеженные суровые степи, казахи участливо приняли их и бескорыстно делились с ними кровом и куском хлеба, хотя многие сами жили весьма скромно. Позднее такое же хлебосольное отношение к себе испытали и миллионы первоцелинников, высадившиеся на казахстанские широкие степные просторы. Отчасти в стороне этого не остались и армяне, правда, уже в более благоприятные времена социалистического строя. Что мы знали в то время об армянах? Ну, разве что по некоторым фильмам. Например, о певице Гоар Гаспарян, которая счастливая вернулась на историческую родину (но через некоторое время почему-то ее покинула), о талантливом клоуне Енгибарове, о замечательном футболисте Никите Симонян и других. А непосредственная моя встреча с армянами произошла в 70 -ые годы прошлого столетия, когда я был еще школьником. Мне помнится, что еще в советские времена, в наш район приехали около трех десятков армян. Они были молодые, приветливые, с виду работящие люди. По этой причине никаких стычек местных задавак с ними не было. Одного, с кем я лично сдружился звали Вазген. Когда я играл в футбол он болел за меня и помню, как он мне советовал: «В начале игры сильно не горячись». По их рассказам, на их родине в Армении работы не было и поэтому они приехали на заработки. Скорее всего, это было заблаговременно задуманные рейды за «длинным рублем». Позднее мы узнали, что армяне каждый год приезжали во все области Казахстана, строили кошары и другие объекты в совхозах, селах и увозили с собой большие суммы денег аж мешками. В мире армян (самоназвание-хай) примерно 14 миллионов, а в Армении живут более 3 миллионов. Вспоминается один случай еще советских времен. Мы, группа казахстанской молодежи, в 1981 году по туристической путевке оказались во Франции. Однажды, я и мой приятель Оразалы Сабденов гуляли по Парижу. Вдруг я почувствовал запах жаренного и говорю ему: -Пойдем посмотрим, кажется это наши жарят шашлык. Зашли в какую-то маленькую забегаловку. Видим, действительно жарят, но оказалось рыбу. Стоит у газового мангала мужчина примерно 40 лет. Что сразу нас поразило это то, что у него отсутствовали пальцы обеих рук. Основания были разрезаны на две части, чтобы он мог что-то хватать. Разговорились, он оказался армянином. -А вы татары, как сюда попали?-спросил он нас. Мы не стали его поправлять: в то строгое время выбиваться от туристической группы было нельзя. Сказали, что мы туристы. Спросили его, почему он не живет на родине. Он ответил буквально: -Родина там, где хлеб. Ответ нас обескуражил, так как для нас Родина была превыше всего и мы были так воспитаны. Но ради бога, пусть армяне зарабатывают на хлеб где хотят, как хотят. Но никто, какой бы национальности он не был, не должен натравливать одни народы на другие, одни страны на прочие. Благо, у казахов есть мудрое изречение: «Мирить людей — благостно, ссорить их — грешно». Известно, что казахстанцы охотно покупают армянские авто, однако по какой — то причине их не регистрируют. Как юристу, мне не понятно, как на таможне пропустили их в Казахстан, когда как номерные буквы по-казахски звучат крайне непристойно (статья 38 Гражданского кодекса Республики Казахстан: «…не допускается использование названий, противоречащих требованиям законодательства или нормам общественной морали;»).
По всей видимости, Т.Кеосаян не знает о давних исторических связях между нашими народами, а также то, что в толерантном Казахстане давно проживает довольно большая диаспора армян, около 30-ти тысяч, которые не испытывают никаких неудобств на национальной почве. Не было бы со стороны Т.Кеосаяна необоснованных нападок на казахов, о нем в Казахстане никто бы и не знал. А на самом деле он оказался прожженным провокатором, охочим рассорить Россию и Казахстан, который в широком плане подставляет свой же народ. Не стал бы он вместе с супругой М.Симоньян (российская журналистка, главный редактор агентства «Россия сегодня») охаивать другие народы и отдельных персон, никто бы не обращал на них внимания. Кроме всего, что более всего ужасно, М.Симоньян активно ратует за ядерный удар по Украине: «Или мы проигрываем на Украине, или начинается Третья мировая. Лично я считаю наиболее реалистичным путь Третьей мировой, потому что зная нас, зная нашего руководителя Путина Владимира Владимировича, вот самое невероятное, что, в конце концов, это всё закончится ядерным ударом…». Скандально известный ведущий В.Соловьёв поддержал ее, процитировав слова Владимира Путина: «Мы-то в рай, а они все сдохнут». Как все благоразумные люди на Земле, мы против ядерной войны. Нам определенно не охота в рай в компаний с М.Симоньян и В.Соловьевым, даже с В.Путиным. Тем более, очевидно, что ядерная война, с всепожирающим пламенем более 1000-градусов, расплавит на Земле все, что может гореть.
Т.Кеосаян и М.Симоньян неймётся честная и спокойная жизнь. К тому же, такие лайки постоянно звонко и старательно чавкают, чтобы хозяева бросили им косточки от барского стола. Может ли Т.Кеосаян привести хоть один пример, когда, какой-либо заблудший казах оказался бы в Армении и искал бы заработки. Этого не может быть и помине. Скорее всего, его бы все затюкали, и он бы там не выжил вовсе. Как говорил в свое время скандальный В.Жириновский: «В Армений живут только армяне, ни одного представителя других народов там не найдете». А в связи с украинскими событиями в Казахстан устремились сотни тысяч русских, силовым и вооруженным вторжением которых наш антигерой устрашал казахов. По какой причине русские ищут счастья на стороне, оставляя родину, ему должно быть ясно и он не должен был, раньше времени, распускать свой длинный и токсичный язык.
Самое время вернуться к содержанию жёстких и оскорбительных для казахов выпадов Э. Кеосаяна. И особенно, касательно его слова «хитрож… казахи» ( порядочный человек не то что публично с экрана, вообще бы никогда и нигде не стал бы произносить такое пакостное слово). Есть испытанная веками народная пословица: «Над другим посмеялся, над собой поплачешь». У русского баснописца И.Крылова есть такие строки: «Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?». Я не буду от себя что-либо придумывать: тут только факты и цитаты с открытых источников для взыскательных читателей. Так, известный российский журналист, ведущий телепрограммы «Мужское/Женское» Александр Гордон с экрана говорил следующее: «Умирает старый армянин. Вокруг собрались дети и родственники. Последние слова старца: — Дети, берегите евреев! — Зачем их беречь? – озадаченно спрашивают его. Через силу он смог процедить: -Покончат с евреями, возьмутся за нас». Значит, есть за что… И далее, он же: «Как можно отличить грузина от армянина? Если грузины встречаются на улице, они чинно проходят, даже не приветствуют друг друга. А если армяне встречаются, то они обязательно братаются». С испокон веков среди многих народов сложилось представление, что армяне, еще мягко говоря, весьма хитрые. Об этом отмечал даже посол Индий в СССР Кауль Т.Н. в своей книге воспоминаний «От Сталина до Горбачева». К слову, упоминал одного из видных государственных деятелей СССР А.И. Микояна, который смог избежать репрессий и расстрела по природной хитрости, потому заслужил народной оценки «от Ильича до Ильича без паралича». Много чего можно было бы привести, но достаточно. Соответственно, Э.Кеосаян не по адресу высказывался, а следовало бы прежде «на себя оборотиться» — зеркало-то не обманывает. В любом случае, он бросает тень на свой же армянский народ. Тут уместно отметить, что бытующая в народе общая характеристика, как мне кажется, касается не всех армян поголовно.
В завершение кратко о видеофильме Алексея Навального — российского политического и общественного деятеля, видеоблогера, одного из лидеров российской оппозиции, ставшим широко известным своими расследованиями коррупции в России — под названием «Паразиты» (13 922 120 просмотров) от 10 марта 2020 г. (https://parasites.navalny.com/). Вступительное слово от создателей фильма следующее: «Новое расследование Фонда борьбы с коррупцией о самой мерзкой, лживой и вороватой паре российского телевидения, превратившей самое омерзительное телешоу в истории в идеальный инструмент паразитирования на нашей стране…». Теперь несколько комментов к этому фильму: Светлана Верди: «Эта парочка одержима, на них реально невозможно смотреть без отвращения!» (одобрили 975 человек); Marina: «Кеосаян- жуткое посмешище, убожество. Никогда не смотрела эту передачу — но это самое днище. Это позорище телевидения😱» (+230); Индира: «Какая отвратительная и омерзительная семейка и как они друг дружку стоят» и т.д.
Наконец, несколько слов от Дмитрия Гордона — журналиста, ведущего программы «В гостях у Дмитрия Гордона»: «Программа Кеосаяна «Международная пилорама» — издевательство над здравым смыслом. …Кеосаян отшибленный идиот. Они все (о наших антигероях-Н.С) не родину любят, они бабки любят. Удивительные продажные ничтожества. …Кеосаян- это не то что падение нравов, а падение всего. Кошмар. Кеосаян отвратителен». Что еще можно добавить ко всему этому? Скорее всего-ничего. Вот оно лицо провокатора и клеветника Т.Кеосаяна во всей отталкивающей «красе».
В заключение, обратим внимание к многозначительной и горькой фразе одного из персонажей армянского кинофильма еще советских времен «Братья Сарояны»: «Удел малых народов влачиться у ног больших народов». Не в этом ли кроется психология выживания Т.Кеосаяна и М.Симоньян в Россий?! Жалкая, по своей сути, психология.
Накипбек Садвакасов,
юрист-правовед, публицист