Эпоха цифровых решений

Цифровые технологии стремительно ворвались в бытность современного общества. Сегодня мы не можем представить себя без достижений в этой области – куда не глянь везде плоды IT-идей: на улице, в магазинах, больницах, школах…. Цифровая трансформация Казахстана позволила достичь успехов во многих отраслях экономики.
Процесс внедрения современных технологий во все сферы жизнедеятельности – на производстве, в быту, в бизнесе позволяет усовершенствовать решения для достижения еще большей выгоды. По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, в 2018 году доля пользователей сети Интернет составляла 81,3%. В 2021 году этот показатель возрос до 92,9%. Наибольшую популярность цифровые достижения обрели в период пандемии. В прошлом году прирост количества онлайн-заказов к данным 2016 года составил 195,6%. Достижение успешных показателей во многом стало возможным благодаря принятой пять лет назад Программе цифровизации.
В настоящее время в Казахстане отмечается неплохая динамика по количеству оказываемых в электронном формате услуг. Ранее министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдат Мусин отмечал, что спрос на получение цифровых услуг посредством мобильного приложения EGov Mobile увеличился вдове. Этот сервис позволяет казахстанцам не носить с собой документы в бумажном виде, а иметь их в цифровом формате. Сегодня в мобильном приложении представлены не только удостоверения личности, водительские права, свидетельства о рождении и заключении/расторжении брака, студенческие билеты, дипломы, паспорта вакцинации и многие другие. Всего доступно 18 видов документов. Согласно подписанному Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым Закону «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам стимулирования инноваций, развития цифровизации, информационной безопасности и образования» и Указу «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата» истребование данных, имеющихся в электронном формате, то есть в информационных системах, запрещено. Это позволяет казахстанцам экономить деньги на копирование, сканирование документов. Пилотный проект, к примеру, по заочному освидетельствованию третьей группы инвалидности и вовсе исключает человеческий фактор, коррупционные составляющие. Если раньше человеку требовалось обратиться в поликлинику, затем – в отделы медико-социальной экспертизы, то теперь для установления степени утраты трудоспособности или группы инвалидности достаточно обратиться в медучреждение. Остальная процедура переведена в проактивный, автоматизированный формат. В этом же варианте оказываются услуги и по назначению пособий многодетным семьям и матерям.
Цифровизации смело используется не только в социальной сфере, но и в сельском хозяйстве, агропромышленном комплексе. Земельные участки можно приобрести посредством через онлайн-аукционы. Электронные торги позволяют покупателю контролировать весь процесс, вплоть до его завершения, делая прозрачным и понятным. В направлении геодезии и картографии также проделана существенная работа. Так, на текущий момент оцифровано 100% территории Казахстана, а это 272 млн. га земельных ресурсов, в том числе 22 млн. га пахотных земель, 127,7 млн. га пастбищных угодий (68%); 18,6 млн. га лесных угодий. При этом выявлено 1,1 млн. га неиспользуемых пахотных угодий; 19,6 млн. га площадь посевов, 2 641 полигонов вырубок, 70 стихийных свалок на водных объектах, 21 несанкционированной добычи ОПИ, 6,5 млн. га выгоревших участков. 391 тыс. самозахвата земель, 7,3 тыс. незаконных свалок. Несмотря на достижения в области цифровизации Казахстана, есть пласты, требующие доработок.
Благодаря цифровой трансформации планируется, что для тех, кто живет в селах, будут созданы цифровые точки доступа к цифровым государственным услугам. Их локация – на базе АО «Казпочта». Как отмечают в МЦРИАП, жителям этих населенных пунктов достаточно будет пройти в его отделения и уже там, на месте, получить необходимые госуслуги, отправить электронные обращения или письма тому или иному адресату. Если говорить о больших городах, то там, как правило, проблем с доступом в Интернет нет, но в мегаполисах отмечается нехватка IT-специалистов. Именно поэтому Главой государства поставлена задача к 2025 году подготовить не менее 100 тысяч профессионалов в этой области. Специально для этого планируется запустить систему субсидирования обучения в IT-школах. По озвученной Б. Мусиным во время заседания Правительства информации, в минувшем году в стране открыли свои двери семь частных инновационных школ программирования. Нынче их количество составит пять. Кроме того, планируется предоставить три тысячи ваучеров для нескольких IT-школ.
Говоря о цифровизации, нельзя не отметить заслуги НАО «Правительство для граждан» – единственного поставщика государственных услуг в Казахстане. В этом году исполняется шесть лет со дня создания корпорации, которая образовалась путем слияния четырех разных учреждений. Ею сегодня оказывает 664 вида услуг, занесенных в госреестр. За пять лет казахстанцам оказано более 167 миллионов услуг. Для удобства населению разработано и запущено мобильное приложение «ВидеоЦОН», через которое можно получить более десяти госуслуг, связавшись с оператором Центра по видеозвонку. На сегодняшний день приложение скачали уже более 32 тысяч жителей страны. Госкорпорация «Правительство для граждан» проводит работу по трансформации деятельности автоЦОНов. Чтобы снизить коррупционные риски была введена специальная биометрическая система при сдаче теоретического экзамена, а на автодромах установили более чувствительную и современную GPS-систему для сдачи практики. С момента введения в 2021 биометрической системы при сдаче теории количество сдавших экзамен на права снизилось на 58%.
Следует отметить, что цифровая трансформация страны во многом зависит от того, насколько государственные и местные исполнительные органы вовлечены в процесс реализации проектов. Передовых успехов возможно достичь только благодаря совместными усилиям. Ведь именно цифровые решения способны выводить показатели отрасли на более высокий уровень развития, эффективности.

Алия Даурембекова