О вопросах религиозной сферы в Республике Казахстан

На сегодняшний день тема религиозной ситуации в нашей республике является актуальной. С ростом таких проявлений в мире, как религиозный радикализм, экстремизм и терроризм, компетентным государственным органам, религиозным объединениям и общественным организациям необходимо совместно работать по профилактике вышеназванных проблем, а также усиливать международную и региональную безопасность.
Казахстан, — как многонациональное государство, должен быть примером мира и согласия.
Так, в соответствии с ч.2 ст. 14 Конституции Республики Казахстан, никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.
Вместе с тем, Основным Законом запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований.
Деятельность иностранных религиозных объединений на территории Республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами Республики.
Кроме того, в соответствии со ст. 20 Конституции Республики Казахстан, не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.
Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (далее – Закон) регламентирует вопросы, касающиеся религиозной сферы. Согласно требованиям вышеуказанного Закона, государство отделено от религии и религиозных объединений. Религиозные объединения и граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства независимо от отношения к религии равны перед законом. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Каждый вправе придерживаться религиозных или иных убеждений, распространять их, участвовать в деятельности религиозных объединений и заниматься миссионерской деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Вместе с тем, согласно ст. 8 Закона, в соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства, государство: 1) не вмешивается в определение гражданином Республики Казахстан, иностранцем и лицом без гражданства своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или иными их законными представителями согласно своим убеждениям, за исключением случаев, когда такое воспитание угрожает жизни и здоровью ребенка, ущемляет его права и ограничивает ответственность, а также направлено против конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Республики Казахстан; 2) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов; 3) не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если деятельность религиозных объединений не противоречит законам Республики Казахстан; 4) способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.
Наряду с вышеуказанными обязанностями государства, в соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства, религиозные объединения: 1) не выполняют функции государственных органов и не вмешиваются в их деятельность; 2) не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политической деятельностью; 3) обязаны соблюдать требования законодательства Республики Казахстан.
Кроме того, Законом предусмотрен соответствующий перечень запретов: не допускается деятельность не зарегистрированных в установленном законами Республики Казахстан порядке религиозных объединений, а равно какое-либо принуждение граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства в определении отношения к религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных объединений, в религиозных обрядах и (или) в обучении религии. Не допускается деятельность религиозных объединений, сопряженная с насилием над гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства или иным причинением вреда их здоровью либо с расторжением брака между супругами (распадом семьи) или прекращением родственных отношений, нанесением ущерба нравственности, нарушением прав и свобод человека и гражданина, побуждением граждан к отказу от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан, и иным нарушением законодательства Республики Казахстан. Не допускается деятельность религиозных объединений, принудительно вовлекающих в свою деятельность граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, в том числе посредством благотворительности, и (или) препятствующих выходу из религиозного объединения, в том числе путем применения шантажа, насилия или угрозы его применения, с использованием материальной или иной зависимости граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства либо путем обмана. Не допускается принятие решений и совершение действий с использованием религии и религиозных воззрений, заведомо способных дезорганизовать деятельность государственных органов, нарушить их бесперебойное функционирование, снизить степень управляемости в стране.
Законом регулируется также миссионерская деятельность в Республике Казахстан.
Так, в соответствии со ст. 8 Закона, граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства осуществляют миссионерскую деятельность после прохождения регистрации. Регистрация лиц, осуществляющих миссионерскую деятельность, производится местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня подачи документов. Срок регистрации приостанавливается при проведении религиоведческой экспертизы для получения заключения по материалам, представленным миссионером. Миссионеры на территории Республики Казахстан обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в местных исполнительных органах областей, городов республиканского значения и столицы. Гражданам Республики Казахстан, иностранцам и лицам без гражданства, представившим документы для прохождения регистрации в качестве миссионера, отказывается в регистрации на основании отрицательного заключения религиоведческой экспертизы, а также если их миссионерская деятельность представляет угрозу конституционному строю, общественному порядку, правам и свободам человека, здоровью и нравственности населения. Использование миссионерами материалов религиозного содержания и предметов религиозного назначения допускается после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы.
На сегодняшний день необходимо обратить внимание на то, что нередко молодыми гражданами продается религиозная литература на улицах, парках, поездах…, в нарушение ст. 9 Закона. Данное правонарушение влечет административное наказание по ч.1 ст. 490 КоАП РК, т.е. за нарушение установленных законодательством Республики Казахстан требований к: 3) ввозу, изготовлению, выпуску, изданию и (или) распространению религиозной литературы и иных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения и влечет штраф на физических лиц в размере пятидесяти, на юридических лиц – в размере двухсот месячных расчетных показателей с приостановлением деятельности сроком на три месяца.
Так, ст. 9 Закона под названием «Религиозная литература и предметы религиозного назначения» регламентирует, что граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, религиозные объединения вправе приобретать и использовать религиозную литературу, иные информационные материалы религиозного содержания, предметы религиозного назначения по своему усмотрению. Предметами религиозного назначения являются предметы, изделия и атрибуты, необходимые для отправления богослужений, религиозных обрядов и церемоний, а также содержащие элементы религиозной символики. Распространение религиозной литературы, иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения допускается только в культовых зданиях (сооружениях), духовных (религиозных) организациях образования, а также в специально определенных местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы стационарных помещениях. Ввоз на территорию Республики Казахстан религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания, за исключением предназначенных для личного пользования в одном экземпляре каждого наименования, осуществляется только зарегистрированными религиозными объединениями после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы. Изготовление, выпуск и распространение религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания допускаются после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы. В религиозной литературе и других информационных материалах религиозного содержания, выпускаемых и (или) распространяемых религиозным объединением, должно содержаться полное наименование религиозного объединения.
В специализированных административных судах республики рассматриваются дела об административных правонарушениях по ст. 490 КоАП РК, за нарушение законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях. Данная категория дел относится к главе 27 КоАП РК — «Административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления».
В целях сокращения количества дел данной категории, считаем, что уполномоченным органам необходимо чаще проводить профилактические беседы с гражданами, с разъяснениями законов, особенно, подрастающему поколению: в школах, колледжах, высших учебных заведениях.
Ст. 490 КоАП РК «Нарушение законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях» предусматривает ответственность и состоит из 8 частей:
ч.1 — нарушение установленных законодательством Республики Казахстан требований к: 1) проведению религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний; 2) осуществлению благотворительной деятельности; 3) ввозу, изготовлению, выпуску, изданию и (или) распространению религиозной литературы и иных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения; 4) строительству культовых зданий (сооружений), перепрофилированию (изменению функционального назначения) зданий (сооружений) в культовые здания (сооружения), – влечет штраф на физических лиц в размере пятидесяти, на юридических лиц – в размере двухсот месячных расчетных показателей с приостановлением деятельности сроком на три месяца;
ч.2 — воспрепятствование законной религиозной деятельности, а равно нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств либо осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест, если все вышеизложенные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, – влекут штраф на физических лиц в размере пятидесяти, на должностных лиц – в размере ста, на юридических лиц – в размере двухсот месячных расчетных показателей;
ч.3 — осуществление миссионерской деятельности без регистрации (перерегистрации), а равно использование миссионерами религиозной литературы, информационных материалов религиозного содержания и предметов религиозного назначения без положительного заключения религиоведческой экспертизы, распространение вероучения незарегистрированных в Республике Казахстан религиозных объединений — влекут штраф на граждан Республики Казахстан в размере ста месячных расчетных показателей, на иностранцев и лиц без гражданства – в размере ста месячных расчетных показателей с административным выдворением за пределы Республики Казахстан;

ч. 4 — осуществление религиозным объединением деятельности, не предусмотренной его уставом, – влечет штраф в размере трехсот месячных расчетных показателей с приостановлением деятельности сроком на три месяца;
ч. 5 — занятие религиозным объединением политической деятельностью, а равно участие в деятельности политических партий и (или) оказание им финансовой поддержки, вмешательство в деятельность государственных органов либо присвоение функций государственных органов или их должностных лиц членами религиозных объединений – влекут штраф в размере трехсот месячных расчетных показателей с приостановлением деятельности сроком на три месяца;
ч. 6 — создание организационных структур религиозных объединений в государственных органах, организациях, учреждениях, в том числе организациях здравоохранения и образования, – влечет штраф на должностных лиц в размере ста, на юридических лиц – в размере двухсот месячных расчетных показателей;
ч. 7 — руководство религиозным объединением лицом, назначенным иностранным религиозным центром без согласования с уполномоченным органом, а равно непринятие руководителем религиозного объединения мер к недопущению вовлечения и (или) участия несовершеннолетних в деятельности религиозного объединения при возражении одного из родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей – влекут штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей с административным выдворением за пределы Республики;
ч. 8 — действия (бездействие), предусмотренные частями первой, второй, третьей, четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, –влекут штраф на физических лиц в размере двухсот, на должностных лиц в размере трехсот, на юридических лиц – в размере пятисот месячных расчетных показателей с запрещением их деятельности.
Практика показывает, что на территории Казахстана ведут свою деятельность незарегистрированные религиозные объединения, такие, как «Общество Кришны» и другие. Их деятельность противоречит Закону. Представителей подобных объединений привлекают к административной ответственности по ч.3 ст. 490 КоАП РК, т.е. за осуществление миссионерской деятельности без регистрации (перерегистрации), а равно использование миссионерами религиозной литературы, информационных материалов религиозного содержания и предметов религиозного назначения без положительного заключения религиоведческой экспертизы, распространение вероучения незарегистрированных в Республике Казахстан религиозных объединений.
На наш взгляд, законодательная база в Казахстане по регулированию религиозной сферы сформирована. Однако, по мнению экспертов в этой области, динамика вовлечения молодых граждан в религиозные течения не снижается, продолжается процесс радикализации верующих нашего государства. Пропаганда радикальной информации через распространение запрещенной религиозной литературы является большой проблемой. В основном, вовлекаются студенты и школьники, либо молодежь без постоянного места работы.
В связи с изложенным, считаем, что необходимо проводить тщательную профилактическую работу по повышению религиозной грамотности населения, и в целом, совершенствовать систему противодействия религиозному экстремизму и терроризму.

Кайрат Коканов