Наблюдательный процесс за выборами по-новому

Ввести институт аккредитации наблюдателей предлагают в Казахстане. Это, по мнению заместителя председателя Республиканского общественного объединения «Общенациональное движение против коррупции «Жаңару», директора филиала РОО по городу Нур-Султану Даулеткерея Рахметуллина, позволит повысить ответственность и профессионализм наблюдателей, конкретизировать их равный статус в отношении других участников избирательного процесса.
На протяжении всего периода суверенитета в Казахстане проходят различного уровня политические выборы, в том числе на местных уровнях. Несмотря на созданную систему по наблюдению за этими процессами, пришло время привести выборное законодательство в соответствие с общей логикой системы правового регулирования электоральных процессов. И в этом особую роль следует отвести институту аккредитации наблюдателей.
– Аккредитация позволит определить статус наблюдателя, его права и полномочия, – отмечает заместитель председателя Республиканского общественного объединения «Общенациональное движение против коррупции «Жаңару». – Согласно Декларации ООН «О принципах международного наблюдения за выборами» государство гарантирует аккредитацию для всех лиц или других участников по наблюдению за выборами, не ограничивая их деятельность. Подобный институт аккредитации наблюдателей – распространенная международная практика. Аккредитация наблюдателей предусмотрена законодательством ряда стран, таких как Норвегия, Болгария, Армения, Грузия, Кыргызстан.
Для воплощения в жизнь идеи о введении института аккредитации наблюдателей необходимо внести изменения в Закон РК «О выборах в РК». Кроме того, согласно действующему законодательству в день голосования на избирательном участке вправе одновременно присутствовать по одному представителю от каждого СМИ при наличии служебного удостоверения и задания редакции. Это всегда создавало сложности в отношение количества журналистов от разных редакций, а также и сопровождающих их лиц.
– В рамках проекта закона предложено регламентировать количество представителей от каждого СМИ (оператор, журналисты владеющими государственным и русским языком). Данная поправка упорядочит возможность присутствия достаточного количества журналистов от каждого СМИ во избежание неясностей в правоприменительной практике. Это позволит организовать качественное и профессиональное освещение избирательного процесса, – отмечает Даулеткерей Рахметуллин, добавляя, что казахстанское законодательство должно отражать все современные тенденции и динамику избирательной практики, и опыт предыдущих кампаний.
По мнению спикера, для обеспечения честного и открытого голосования, исключения возможностей внешнего влияния на его ход необходимы нормы по ограничению иностранного влияния на участников избирательного процесса.
– Ряд международных документов прямо гласит, что запрещается какое-либо вмешательство во внутренние дела государства. Это касается обеспечения максимальной финансовой прозрачности в деятельности всех участников избирательных кампаний, будь то кандидаты, наблюдатели или средства массовой информации. Так согласно Декларации ООН «О недопустимости вмешательства во внутренние дела государств» никакое государство не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой-бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства, – подчеркивает эксперт.
Действующим казахстанским законодательством предусмотрена норма по ограничению иностранного вмешательства в деятельность различных участников избирательного процесса. Так, Законом «О политических партиях» также предусмотрена норма по запрету на членство в партии иностранцев, лиц без гражданства. Однако в Конституционном законе Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года отсутствует пункт о недопущении иностранного вмешательства при подготовке и проведении выборов. Разработчики новелл поправок предлагают внести такой пункт. Также предлагается установить требования к наблюдателям от политических партий, иных общественных объединений и некоммерческих организаций о наличии гражданства Республики Казахстан, а срок действия аккредитации определить на один год, если иное не установлено настоящим Конституционным законом. Это необходимо для упорядочения деятельности наблюдателей и совершенствования предварительной организационной работы.
– Необходимо принять меры по совершенствованию выборного процесса, в том числе законодательно урегулировать деятельность наблюдателей с ясно прописанными правами и четко обозначенной зоной ответственности, – добавляет эксперт, отмечая, что порядок аккредитации для участия в наблюдении за выборами определяется Центральной избирательной комиссией.
Для получения аккредитации общественные объединения, некоммерческие организации должны подать следующие документы: заявление по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан; выписка из устава, подтверждающая право осуществлять наблюдение за выборами; информацию о его финансировании со стороны международных организаций и международных общественных объединений, зарубежных государственных органов, иностранных юридических лиц и граждан, а также лиц без гражданства за последний год. Подача заявления на аккредитацию означает согласие на раскрытие информации, составляющей банковскую и иную охраняемую законом тайну. Срок рассмотрения заявления на аккредитацию составляет тридцать календарных дней. Основания для отказа в аккредитации или аннулирования аккредитации: непредставление полного перечня документов; несоответствие устава требованиям настоящей статьи; деятельность общественного объединения, некоммерческой организации приостановлена либо прекращена; финансирование со стороны международных организаций и международных общественных объединений, зарубежных государственных органов, иностранных юридических лиц и граждан, а также лиц без гражданства за последний год.
Таким образом, как резюмирует Даулеткерей Рахметуллин, благодаря поправкам удастся соблюсти принципы обеспечения безопасности и целостности выборного процесса, руководствуясь международными нормами и опытом.

Алия Даурембекова