Защита прав потребителей всегда будет приоритетной в политике Казахстана, потому что стратегический курс страны направлен на построение «справедливого общества и эффективного государства», «Нового Казахстана». В целом, нынешний закон защищает права потребителей, но время движется вперед, возникают новые общественные отношения, связанные с цифровизацией или другими аспектами. Поэтому потребность в изменении законодательства будет всегда возникать. Нынешняя статья 7 главы 3 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает, что потребители имеют право на:
1) свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг);
2) просвещение в сфере защиты прав потребителей и повышение правовой грамотности потребителя в вопросах защиты своих прав и законных интересов;
3) получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе);
4) приобретение безопасного товара (работы, услуги);
5) свободный выбор товара (работы, услуги);
6) надлежащее качество товара (работы, услуги);
7) обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества;
8) возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги);
9) получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), или договора, заключенного при приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги);
10) предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненного, оказанного) в виде выигрыша;
11) создание общественных объединений потребителей;
12) возмещение морального вреда;
13) защиту прав и законных интересов;
14) осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.
Необходимость нового, более современного, отвечающего требованиям времени регулирования общественных отношений в сфере защиты прав потребителей очевидна. Правовые, экономические и социальные основы защиты прав потребителей, а также меры по обеспечению потребителей безопасными и качественными товарами, работами, услугами – назрели и обоснованно. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев четко указывал, что новый законопроект должен быть направлен на всестороннюю и эффективную защиту прав потребителей. Глава государства отмечал, что защита прав потребителей — это действительно актуальная проблема, поэтому Министерство торговли и интеграции еще разрабатывает соответствующие поправки в законодательство. Президент Казахстана четко и однозначно указал, что они должны быть направлены на всестороннюю и эффективную защиту прав потребителей. Уже стало устоявшейся практикой, что Президент в своих программных выступлениях системно и последовательно уделяет особое внимание правозащитной проблематике, развитию демократических процессов, верховенству права и прав человека.
Актуальной остается и другой вопрос. Защите прав потребителей предлагается защищать и правом потребителей на просвещение в сфере защиты прав потребителей и повышение правовой грамотности потребителей в вопросах защиты своих прав и законных интересов посредством включения соответствующих требований в государственные общеобязательные стандарты образования и образовательные программы, а также посредством организации системы информирования потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
Это программы просвещения и информирования потребителей должны включать такие аспекты защиты интересов потребителей, как: — здоровое питание, информация о заболеваниях, вызываемых продовольственными товарами; — способы фальсификации продовольственных и непродовольственных товаров; — опасности, сопутствующие обращению с товарами; — маркировка товаров; — изучение законодательства в сфере защиты прав потребителей; — порядок доступа к субъектам урегулирования потребительских споров, к государственным органам и иным организациям по вопросам защиты прав потребителей; — информация о единицах мер и весов, ценах, качестве, условиях кредитования и наличии товаров первой необходимости; — охрана окружающей среды; — особенности электронной коммерции; — эффективное использование материалов, энергии и воды. Настало время поднять защиту прав потребителей на необходимый, достойный, должный уровень. Все 19 млн. казахстанцев – это все потребители каких либо услуг, будь то медицинские, товары, ЖКХ, транспортные и другие. Все, что окружает жизнь человека. Защита прав потребителей так «забита» на государственном уровне, что находится аж в лице малочисленного «беззубого» Комитета по защите прав потребителей из 12 человек в подчинении министерства торговли индустрии.
Актуально и это. Раз – это вопросы состояния защищенности конституционных прав граждан на здоровье, жизнь, это также вопросы национальной безопасности и такой важный институт следует подчинить непосредственно Президенту Казахстана, Главе государства по одной простой причине, что это касается буквально всех, от ребенка до старика, а также межотраслевого координирования и регулирования.
Все общество должно поддержать необходимый Закон, который должен дать возможность эффективно защищать права потребителей. В цивилизованных странах, не дай бог, кому то же бизнесмену нарушить права потребителей, «сгорит». Если посмотреть Европу и Америку, что все, что касается потребителя – это непоколебимо, даже не обсуждается, потребитель всегда прав. К этому надо идти.
Если первое – это поднять статус самого органа, который должен защищать права человека в этой области, то второе – наделить создать и укрепить, наделить полномочиями Национальную ассоциацию общественный объединений потребителей (НАООП), на примере того же «Атамекен», который лоббирует только интересы узкой группы как бизнес. Но эту позицию не поддержали. Побоялись.
Другое. Все законопроекты должны проходить через правовую экспертизу Ассоциации и госорган, который защищает права потребителей. Третье, создать институт омбудсмена (Уполномоченного по защите прав потребителей), на примере, того же института как у бизнеса. Это было поддержано. Да и многие другие предложения. Человек постоянно сталкивается с обманом, невозможностью защитить свои права потребителей, в общем, беззащитен. И не может достучаться до власти.
Эти и другие актуальные, справедливые и важные доя общества инициативы Президента Казахстана показывают дальнейшую реализацию принципов «Слышащего государства», «справедливого общества и эффективного государства» и они находят всестороннюю поддержку гражданского общества.
Поэтому Президента в его намерениях защитить права потребителей и поднять эффективность их защиты на более высокий уровень – надо нам всем поддерживать.
Марат Башимов