Финансовая грамотность спасет от аферистов

Мир полон неожиданностей. Вам позвонили и пообещали, к примеру, в кратчайшие сроки помочь с оформлением банковского займа или списанием кредита? Это повод насторожиться. Скорее всего вы – потенциальная жертва мошенников. С какими видами мошенничества вы можете столкнуться, как не попасться на уловки злоумышленников, – об этом в интервью с начальником Управления повышения финансовой грамотности Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Сауле Ынтыкбаевой.
Мошенники довольно изобретательны и используют методы социальной инженерии, то есть атакуют своих жертв с помощью различных психологических и социологических приемов, манипуляций и ИТ-технологий. Они могут позвонить к вам, представляясь сотрудниками банков, правоохранительных органов или иных структур, ввести в заблуждение, чтобы выведать ваши персональные и платежные данные. Также они могут создать различные фишинговые странички с той же целью, заманивая возможностью получить сверхдоход и гарантируя вознаграждение. В результате таких манипуляций казахстанцы даже не понимают, как идут на поводу и, допустим, сообщают им информацию о себе и своей карте, переводят им деньги или хуже того – продают недвижимость, либо берут кредит, а средства отдают аферистам. Чаще всего обманщики запугивают тем, что якобы неизвестные планируют оформить на жертву банковский заем на крупную сумму. «Чтобы пресечь эту операцию, вам нужно в срочном порядке перевести на сторонний банковский счет N-ную сумму», – говорят «добродетели». Как бы грустно ни звучало, но доверчивых граждан немало, а это значит, что они с завидной точностью выполняют все поступившие команды, но стоит им перезвонить абоненту, как, либо узнают – «набранный вами номер не существует», либо телефон берет человек, который вообще впервые слышит о ситуации. Все дело в том, что мошенники используют специальные программы, которые позволяют подменять номера на аналогичные тем, что есть у казахстанских операторов сотовой связи.
Очень подробно о видах финансового мошенничества и способах борьбы с ним рассказывают почти каждый день представители Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (Агентство), призывая жителей республики проявлять бдительность и не поддаваться на уговоры неизвестных лиц.
– Чтобы противостоять мошенничеству, необходимо непрерывно повышать свой уровень финансовой грамотности. Правильные финансовые привычки помогут принять взвешенные решения, касающиеся денежных вопросов, и в целом хорошо ориентироваться в мире финансов. Именно с этой целью при Агентстве был создан обучающий медиапортал по финансовой грамотности FinGramota.kz, кстати, единственный в Казахстане. На сайте можно найти огромное количество полезных материалов по самым разным темам – о методах защиты прав потребителей финансовых услуг, необходимости грамотного управления личным бюджетом, рисках и преимуществах инвестирования в финансовые инструменты, навыках использования финансовых продуктов и услуг, способах, как уберечь себя и близких от мошенников и финпирамид. Вариативность подачи информации и ее градация по уровню сложности: от начинающего до продвинутого, позволит каждому читателю найти актуальный для него контент. В прошлом году мы запустили обновленную версию сайта, что сказалось на увеличении среднемесячной посещаемости нашего ресурса. Так, количество подписчиков FinGramota.kz за последние 12 месяцев выросло почти на треть, составив свыше 85 тыс. пользователей», – говорит Сауле Ынтыкбаева.
Работу по повышению финансовой грамотности Агентство проводит в рамках Концепции повышения финансовой грамотности на 2020-2024 годы. На сайте FinGramota.kz функционирует раздел «Осторожно, мошенники», в котором размещено более 130 материалов по теме противодействия мошенничеству и финансовым пирамидам на государственном и русском языках. Активная информационная работа Агентством проводится и в соцсетях, а также через мобильное приложение «Fingramota Online». Это своего рода инструмент взаимодействия финрегулятора с населением и бизнесом по вопросам защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, повышения финансовой грамотности. В режиме 24/7 можно задать вопросы регулятору, касающиеся условий использования финансовых продуктов и услуг, взаимодействия с организациями, находящимися в периметре регулирования Агентства, а также по теме противодействия мошенничеству. Через данное мобильное приложение и call-центр Агентства по номеру «1459» можно сообщить в финрегулятор об инвестиционных пирамидах.
– Современные финансовые пирамиды умело маскируются под любые организации: инвестиционные компании, потребительские кооперативы, букмекерские конторы и т.д. Все больше пирамид создается в социальных сетях и мессенджерах. Чтобы завлечь как можно больше людей, особенно детей и молодежь, пирамидостроители используют развлекательный формат. К примеру, они придумали так называемые экономические или инвестиционные онлайн-игры, в которых пользователи якобы могут получить высокий доход и затем вывести свои средства. Цикл жизни у современных пирамид, как правило, короткий – обычно до нескольких месяцев, таким образом они умудряются остаться незамеченными для правоохранительных органов, – отмечает начальник Управления повышения финансовой грамотности Агентства.
Чтобы уберечь граждан от мошенничества, Агентством утвержден перечень признаков финансовых пирамид, содержащий 39 критериев недобросовестной практики поведения.
– Эта работа проделана в рамках деятельности Межведомственной рабочей группы по противодействию финансовому мошенничеству и финансовым пирамидам. Она была создана при Агентстве в 2020 году, и в ее состав входят представители Министерства внутренних дел РК, Министерства информации и общественного развития РК, Генеральной прокуратуры, Агентства РК по финансовому мониторингу, Национального банка Казахстана, – добавляет спикер.
Она также рассказала, что Агентством ужесточены правила выдачи онлайн-кредитов. В прошлом году Агентство предписало в отношении микрофинансовых организаций прекратить предоставление микрокредитов электронным способом без биометрической̆ идентификации либо идентификации с помощью электронной̆ цифровой̆ подписи. Дополнительно для защиты пострадавших граждан МФО приостановили начисление вознаграждения и неустойки по займам, полученным мошенническим способом. После Агентство обязало все МФО, которые выдают онлайн-кредиты, обеспечить фактическую проверку и подтверждение подлинности клиента, сверку его данных с данными, указанными в заявке, соответствие фактических биометрических данных клиента данным, указанным в документах, удостоверяющих личность, а также фиксировать волеизъявление клиента на получение микрокредита. Агентством также ведется список организаций, имеющих признаки недобросовестной деятельности, который периодически актуализируется на основе обращений граждан. В настоящее время список включает 154 субъекта, деятельность которых находится вне периметра финансового лицензирования и регулирования и опубликован на интернет-ресурсе финрегулятора и сайте Fingramota.kz.
– Совершение финансовых операций с организациями, указанными в списке Агентства, может нести повышенные риски потери вложенных средств для граждан! – предупреждает С. Ынтыкбаева.

Анастасия Михайлова