Создание интегрированной базы данных уполномоченных органов к всеобщему декларированию доходов

Всеобщее декларирование как инструмент налогового контроля реальных доходов населения и противодействия теневой экономике применяется во многих странах мира, в т.ч. развитых. В частности, всеобщее декларирование введено в таких странах, как США, Канада, Германия, Франция, Швеция, Финляндия, Дания, Австралия, Чехия, Италия, Новая Зеландия, Сингапур, Швейцария, Чили, Эстония, Норвегия и т.д.

Бюджеты развитых стран в основном формируются за счет налогов с физических лиц. В частности, поступления индивидуального подоходного налога в консолидированном бюджете составляют в США — 60%, в Швейцарии, Швеции — по 40%, странах ОЭСР, в среднем, — 30%.

В Великобритании и Франции предоставляется совместная декларация, в Финляндии и Чили индивидуальная декларация, в США и Сингапуре можно предоставить как индивидуальную, так и совместную декларацию. При этом в Сингапуре и Финляндии реализована процедура предварительного заполнения декларации.

Данный инструмент налогового контроля не обошел и Казахстан. Так, в целях реализации поручений Главы государства Нурсултана Назарбаевао переходе к всеобщему декларированию, а такжев рамках реализации 42 шага Плана нации — 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, внедрение всеобщего декларирования предусмотрено Главой 71 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI Налогового кодекса с 1 января 2020 года.

Если уйти в историю, то на начальной стадии Закон предусматривал переход к всеобщему декларированию в 2 этапа, т.е.  в 2017 году и в 2020 году.

Однако, в связи с неготовностью информационных систем, неактуальностью баз данных уполномоченных органов, а также отсутствием сети интернет в сельской местности Законом Республики Казахстан от 30 ноября 2016 года № 26-VI, срок введения всеобщего декларирования перенесен на 2020 год одним этапом.

Целью внедрения системы всеобщего декларирования является создание системы эффективного контроля доходов и имущества физических лиц для борьбы с теневой экономикой и коррупционными проявлениями.

Кроме анализа международного опыта, в ходе подготовки к внедрению всеобщего декларирования был проведен пилот по сдаче деклараций физическими лицами в Осакаровском районе Карагандинской области.

По результатам проведенного пилота, а также с учетом международного опыта была проведена работа по оптимизации формы декларации и сокращением объема с 15-ти до 2-х листов.

Создана новая информационная система «Интегрированная база данных» Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан с уполномоченными государственными органами.

Предусмотрена online-интеграция с информационными системами государственных органов, у которых имеются сведения об активах физического лица.

В этой связи определен перечь и состав сведений для создания и наполнения базы данных.

На Портале «Электронного правительства» (Е-gov.kz) в тестовом режиме реализован сервис предварительного заполнения электронной формы декларации. Конечно же имеются риски по работоспособности EGOV.KZ при нагрузке на их систему при всеобщем декларировании.

Функционал по представлению Декларации размещен во вкладке «Налоги и финансы» в разделе «Услуги». Сервис позволяет с помощью ЭЦП получить предварительно заполненные в декларации сведения из государственных баз данных.

Используя этот функционал, каждый человек может в личном кабинете на еgov.kz проверить актуальность своих сведений об активах.

Работа в данном направлении ведется, в настоящее время вопрос стоит по передаче уполномоченными государственными органами исторических сведений. 

  На сегодняшний день имеются риски внедрения за счет неактуальности баз данных уполномоченных органов; неполного покрытия интернетом и низкой скоростью интернета, особенно в сельской местности.

 В рамках интеграции информационных систем проводятся мероприятия по согласованию форматов сообщений для электронного взаимодействия между органами государственных доходов и государственными уполномоченными органами.

Также усовершенствованы механизмы применения налоговых вычетов для многодетных семей, на медицинские услуги, на обучение и по расходам на ипотеку жилья.

В заключение хочу сказать, что Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан проводится колоссальная работа по созданию системы эффективного контроля доходов и имущества физических лиц, которая непременно войдет в историю нашей страны.

Г.С.Калменова

Руководитель Управления анализа и рисков

Департамента государственных доходов по г.Астана