В рамках дальнейшей реализации реформ в судебной системе председателем Верховного Суда Республики Казахстан поддерживается вопрос о создании семейных судов, так как развитие здоровых семейно-бытовых отношений коренным образом влияет на развитие общества и государства в целом.
В соответствии со ст. 1 Конституции, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Ст. 17 Основного Закона регламентирует, что достоинство человека неприкосновенно. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст. 23 Международного Пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А (XX1) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года, семья является естественной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
К сожалению, количество дел об административных правонарушениях в сфере семейно-бытовых отношений в нашем государстве не сокращается. В основном, бытовому насилию подвергаются женщины.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая 18 декабря 1979 года, гласит, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в ней, без какого-либо различия, в том числе различия в отношении пола.
В соответствии с Законом РК «О профилактике бытового насилия» от 04 декабря 2009 года, бытовое насилие – это умышленное противоправное деяние (действие или бездействие) одного лица в сфере семейно-бытовых отношений в отношении другого (других), причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания.
Изучение дел об административных правонарушениях в сфере семейно-бытовых отношений (статья 73 КоАП) в Специализированном межрайонным административном суде г.Алматы (далее – СМАС г.Алматы) показало, что основная масса потерпевших – это женщины.
Основными нормативными правовыми актами по вопросам применения судами законодательства при рассмотрении дел данной категории являются Конституция Республики Казахстан, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, КоАП, Закон Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия», Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений».
Согласно статистическим данным в 2018 году по ст. 73 КоАП в СМАС г.Алматы поступило 212 дел, из указанного количества поступивших дел окончено – 210.
В силу ст. 684 КоАП рассмотрение дел в сфере семейно-бытовых правонарушений отнесено к подведомственности районных специализированных административных и приравненных к ним судов.
Так, ст. 73 КоАП состоит из трех частей:
1. Нецензурная брань, оскорбительное приставание, унижение, повреждение предметов домашнего обихода и другие действия, выражающие неуважение к лицам, состоящим с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях, нарушающие их спокойствие, совершенные в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, – влекут предупреждение либо административный арест на срок до трех суток.
2.
Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно
в течение года после наложения административного взыскания, — влекут
административный арест на срок до десяти суток.
3.
Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицами, к
которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50
настоящего Кодекса не применяется, – влекут штраф в размере пяти месячных
расчетных показателей.
При этом ст. 73 КоАП предусматривает обязательное условие наступления ответственности – деяние должно быть совершено в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище.
Вместе с тем, согласно примечанию данной статьи: стороны конфликта должны быть супругами, бывшими супругами, лицами, проживающими или проживавшими совместно, близкими родственниками, лицами, имеющими общего ребенка (детей).
В настоящее время семейно-бытовые правонарушения относятся к числу сложных социальных проблем.
Как показывает судебная практика, несмотря на близкие отношения между супругами в семье и быту, именно эта сфера отношений наиболее подвержена конфликтам: от мелких правонарушений бытового характера до уголовных преступлений, направленных против жизни и здоровья.
При бытовом насилии жертва подвергается насилию со стороны близкого лица, который на самом деле должен быть опорой и защитой для нее. Как правило, они связаны узами родства или брака, вместе проживают, имеют общих детей, жилье.
Зачастую подобные дела рассматриваются по заявлению женщин, одна из сторон, в основном, — мужчины, будучи в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения совершают данные правонарушения.
Также нередки случаи, когда потерпевшими выступают престарелые родители, сестры, братья и дети.
Необходимо обратить внимание на проблему увеличения дел данной категории: часто потерпевшие (женщины) используют подачу заявления в органы внутренних дел для возбуждения административного производства по ст. 73 КоАП как инструмента временного воздействия на «мужей-дебоширов» с последующим публичным прощением в суде.
Как следствие, увеличивается нагрузка в судах. Кроме того, сотрудниками органов внутренних дел проводится большая работа по оформлению административных материалов, задержанию и обеспечению явки правонарушителей в суд.
В соответствии со ст. 64 КоАП, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 73 КоАП, возбуждаются не иначе, как по заявлению потерпевшего и подлежат прекращению за примирением его с лицом, совершившим административное правонарушение. Примирение осуществляется на основании письменного соглашения, подписанного потерпевшим и лицом, совершившим административное правонарушение.
Потерпевшие имеют право обратиться с заявлением в суд о прекращении дела об административном правонарушении, в связи с примирением с правонарушителем. В этом случае составляется письменное соглашение сторон и подтверждается их подписями.
Кроме того, административное законодательство позволяет суду установить особые требования к поведению «семейного дебошира» в целях профилактики бытового насилия на срок от трех месяцев до одного года. При этом, меры административного воздействия, в силу ч.1ст. 52 КоАП, могут применяться судом наряду с наложением административного взыскания.
В отношении правонарушителя в течение срока действия особых требований может быть возложена судом обязанность являться в органы внутренних дел для профилактической беседы (от одного до четырех раз в месяц) согласно ч. 3 ст. 54 КоАП.
С 2017 года КоАП был дополнен ст. 73-1 (умышленное причинение легкого вреда здоровью) и 73-2 (побои).
В связи с вышеизложенным, считаем обоснованным мнение Верховного Суда РК о необходимости создания и функционирования «семейного суда», целью которого является укрепление судебной практики, направленной на предварительную профилактическую работу по предотвращению семейно-бытовых правонарушений.
Судейским сообществом изучается международный опыт, а также правоприменительная практика об альтернативных способах урегулирования конфликтов в семье.
Таким образом, с учетом развития института медиации, считаем целесообразным, внести изменения в Закон «О медиации» для закрепления на законодательном уровне возможности досудебного урегулирования споров в сфере семейно-бытовых отношений.
Действующим КоАП РК не предусмотрена процедура примирения сторон в порядке медиации, однако на практике применение норм Закона «О медиации» в административном судопроизводстве не противоречит принципам КоАП и не нарушает прав участников процесса.
А.Шаяхметова
Судья СМАС г.Алматы