Для цифровой трансформации государственного управления, расширения сферы применения электронных документов и институционализации системы управления данными 15 июля этого года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам стимулирования инноваций, развития цифровизации, информационной безопасности и образования». В Министерстве финансов рассказали о том, какую они проводят работу по внедрению современных технологий в профессиональную деятельность.
Сегодня сложно представить государственное ведомство, которое не имело бы сайта, мобильного приложения или официальных аккаунтов в социальных сетях. Во многих организациях и министерствах цифровые технологии стали неотъемлемой частью деятельности. К примеру, в Министерстве финансов Казахстана стратегическое и бюджетное планирование; государственные закупки; исполнение бюджета в системах Казначейства; государственный аудит и камеральный контроль; налоговое и таможенное администрирование – все это выстроено с учетом информационных достижений. Об этом во время брифинга в Службе центральных коммуникаций сказал вице-министр финансов РК Эльдар Казганбаев. По его словам, с 1 января этого года внедрен электронный каталог товаров, цель которого – унифицированное и стандартизированное описание характеристик продукций. На сегодняшний день зарегистрировано более 2000 пользователей. Заведено 461 тысяч товаров. До конца этого года планируется продолжить работу по наполнению каталога товарами и расширению перечня закупаемых товаров из ЭКТ. Также для процесса модерации продукции хотят применить технологии машинного обучения на основе нейросетей. Помимо электронного каталога, реализован проект «Развитие системы государственного планирования» (ИСГП). В рамках него проведены интеграции с системами Министерства и госорганов, организаций, благодаря чему исключено дублирование ввода данных и сокращен бумажный документооборот.
В этом году в рамках Указа Президента Республики Казахстан «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата» Министерство инициировало проект по созданию единой базы данных бухгалтерских операций. В семи государственных органах (МФ, МНЭ, МИОР, Минэнерго, МСХ, Минэкологии и Комитет транспорта МИИР РК) запущен пилотный проект. Его участниками пилота стали более 180 госучреждений с тремя разными решениями по ведению бухучета. Это продукты «1С», «SAP», «FavorIT». Как говорят в Минфине, реализация проекта направлена на консолидацию данных бухгалтерских служб государственных органов. Со временем планируется применять единые справочники, что позволит настроить инструменты аналитики и повысить эффективность работы различных процессов в финансовой отрасли – ведение бухгалтерского учета, предоставления отчетности, планирование бюджета и превентивный государственный аудит.
Наиболее эффективный инструмент в дистанционном администрировании, по данным Минфина, – информационная система «Электронные счета-фактуры», где прослеживаются все сделки хозяйствующих субъектов, и одновременно проверяется полнота отражения их доходов. Параллельно внедрено оформление первичных бухгалтерских документов в электронном виде (электронные акты выполненных работ и договоры). Система работает в онлайн режиме 24/7. По состоянию на 1 августа этого года количество пользователей составило 824 тысяч человек. Неплохой популярностью сегодня пользуется мобильное приложение «Е-Salyq-Azamat», выполняющее функции «налогового кошелька». А для для удобства исполнения налоговых обязательств субъектами предпринимательства с начала этого года запущено мобильное приложение «E-Salyq-Business». Кстати, через этот сервис казахстанец может пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Приложение рассчитывает суммы налогов как за самого предпринимателя, так и за его работников. Все справки пользователи получают в онлайн-режиме. А в случае необходимости заявку на прекращение предпринимательской деятельности можно также подать посредством сервиса. Таким образом бизнесменам предоставлен весь спектр услуг дистанционно, без посещения налоговых органов.
Говоря об электронных сервисах, конечно, нельзя не отметить и процесс проведения государственных закупок. В Минфине он автоматизирован, а это значит, что формирование планов, проведение закупок, заключение и исполнение договоров (факт оплаты) полностью проходит в электронном формате. На веб-портале зарегистрировано более 100 тыс. поставщиков и 24 тыс. заказчиков. В перспективе здесь намерены сократить долю одного источника, отдавая приоритет проведения заказчиками конкурентных способов закупок. Также в ведомстве намерены разработать рейтингово-балльную систему, которая позволит исключить человеческий фактор и автоматизировать выбор поставщика.
Добавим, что в таможенном администрировании реализованы такие проекты как «Единое окно» и «АСТАНА-1». Благодаря первому из них – выдача разрешительных документов всех уполномоченных органов по ввозу в страну безопасной продукции осуществляется через единую точку доступа. А через «АСТАНА-1» можно представить таможенные декларации дистанционно, в электронном виде.
Мерхат Ашимов