За чистый воздух!

Практически с первых дней независимости Казахстан выбрал курс на «зеленый» путь развития, поскольку такой подход позволяет улучшить качество жизни жителей, сохранить окружающую среду для будущего поколения.

Качество воздуха, которым мы с вами дышим, прямо пропорционально связано с нашим состоянием здоровья. Шесть лет назад представители Всемирной Организации Здравоохранения провели анализ и выяснили, что причиной преждевременной смерти 4,2 миллиона людей оказался загрязненный атмосферный воздух, который в числе прочего вызывает респираторные, сердечно-сосудистые и злокачественные образования. Для регионов Казахстана, где сконцентрированы крупные заводы и комбинаты, и наблюдается высокий уровень онкологических заболеваний, вопрос снижения эмиссий в окружающую среду в числе первостепенных.

Согласно законодательству страны методику определения нормативов эмиссий устанавливает уполномоченный орган в области охраны окружающей среды. По данным Ассоциации практикующих экологов, опубликованным в аналитическом докладе по регулированию и мониторингу качества воздуха в Казахстане, промышленные предприятия на основе методики определения нормативов эмиссий, утвержденной Приказом министра экологии геологии и природных ресурсов республики, в нормативах допустимых выбросов устанавливают предельные нормы выбросов по отдельным стационарным источникам. Крупные предприятия, вносящие наибольший вклад в загрязнение окружающей среды обязаны разработать соответствующие нормативы и установить на предприятиях «зеленые» технологии и сократить выбросы до уровня технических удельных норм.

Как говорят экологи, сотрудники промышленных предприятий проводят ежедневный операционный и производственный экологический мониторинг за соблюдением определенных допустимых нормативов выбросов. Однако ежемесячные инструментальные замеры не обеспечивают полноту данных выбрасываемых загрязняющих веществ. Именно поэтому с 1 января 2023 года все предприятия первой категории обязаны внедрить автоматические станции мониторинга на стационарных источниках, чьи выбросы превышают 500 тонн в год. Данная система предназначена для мониторинга эмиссий в окружающую среду за количеством, за качеством эмиссий и их изменением; контроля за соблюдением нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ и массовой концентрации загрязняющих веществ; оценки эффективности мероприятий по снижению вредного воздействия загрязняющих веществ на состояние окружающей среды; учета выбросов, сбросов загрязняющих веществ по результатам непрерывных измерений, подготовки отчетности производственного экологического контроля; автоматизированного сбора данных с источников эмиссии. К примеру, в Восточно-Казахстанской области уже определены основные предприятия, которые перейдут, а некоторые уже перешли к автоматической системе мониторинга вредных выбросов. Подобная норма содержится в проекте Дорожной карты по комплексному решению экологических проблем ВКО. Для понимания скажем, что автоматические датчики на источниках выбросов – возможность уполномоченного органа в онлайн-режиме наблюдать за объемом эмиссий, производимым предприятием. Такая мера направлена на ужесточение административной ответственности предприятий-нарушителей по принципу «загрязнитель – платит». Самое главное, что штрафы будут увеличены в разы. При этом средства должны будут идти на необходимые природоохранные мероприятия в том регионе, в котором они уплачены.

Отметим, что согласно Приказу министра экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана от 22 июня 21 года «Об утверждении Правил ведения автоматизированной системы мониторинга эмиссий в окружающую среду при проведении производственного экологического контроля», автоматизированная система мониторинга эмиссий в окружающую среду осуществляется непрерывно. Исключения – случаи планового и аварийного отключения автоматизированной системы мониторинга или источника эмиссии, где она установлена, а также предусмотренных технологическим процессом перерывов (периоды сброса или выброса), которые предусмотрены особенностями технологического процесса. А к загрязняющим веществам, подлежащим к непрерывному мониторингу выбросов: окисы азота (оксид и диоксид азота); углерод оксид; сера диоксид; пыль (сажа, взвешенные частицы, РМ-2.5, РМ-10); сероводород; маркерные вещества производственного процесса.

Таким образом, отметим, что экологическая безопасность, зависящая, кроме всего прочего, от чистого атмосферного воздуха, – одна из основ «зеленой» политики государства. Это значит, что введение новшеств в области улучшения экологии, в том числе автоматических станций мониторинга выбросов должны внести свою лепту в снижение эмиссий в окружающую среду.

Алия Даурембекова