Развития земельных отношений на современном этапе

Народ на республиканском референдуме 5 июня 2022 года проголосовал за статью 6 пункт 3 и установил, что: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». Это касается экономических основ функционирования Республики  Казахстан, перечисляя  объекты права собственности и устанавливая для них  разный  правовой  режим. Новая редакция пункта 3 статьи 6 в корне отличается от предыдущей редакции, поскольку  предписывает, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. Различие между старой и новой редакцией  заключается в словах: «находятся в государственной собственности» и «принадлежат народу».            Вроде кажется, что принципиальной разницы нет, так как государство должно  осуществлять  власть от имени и в интересах народа. Действительно, многие зарубежные конституции придерживаются  с различными оговорками той формулировки, что  земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. В новом Комментарии к Конституции четко указывается, что вместе с тем, сделанный  в  новой редакции пункта  3 статьи 6  акцент на то, что   земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу,  связан с тем, что названные объекты в значительной мере  определяют жизнь и благосостояние современного и  будущего  поколения  казахстанцев. В данном контексте любые действия государства по изменению статуса данных объектов: передача в аренду, в собственность, особенно иностранцам, извлечение выгод от использования природных ресурсов   и другие меры, касающиеся   правового режима названных объектов, вызывало и вызывает  неоднозначную реакцию различных слоев общества. С другой стороны, определение земли и ее недр, воды, растительного  и животного  мира, других природных  ресурсов в старой редакции пункта 3 статьи 6  в качестве объектов, находящихся в государственной собственности, способствовало в отдельных случаях искаженному пониманию правовой природы данных объектов, что государство в лице его представителей  может вольно распоряжаться природными богатствами, извлекая выгоды от их использования в интересах узкой социальной группы, близкой к государственной власти,  а не всего народа Казахстана. В этой связи, обновление комментируемого пункта имеет следствием  введение в Конституцию РК принципиально новой нормы в истории казахстанского конституционализма. Принадлежность  народу Казахстана земли и ее недр, вод, растительного  и животного мира, других природных ресурсов сформулирована  сегодня как  императивная правовая  норма. Следовательно, любые действия  государственных органов или должностных лиц, серьезно затрагивающие изменения статуса указанных объектов, любые попытки определить отношение к ним тех или иных групп людей, должны быть согласованы с народом как главным субъектом права собственности на эти объекты.  Государство в лице его органов обязано  выступать во всех  вопросах, а в особенности касающихся  земли и ее недр, вод, растительного  и животного мира, других природных ресурсов,   в интересах народа. Если же такие действия будут идти вопреки воле народа, то соответствующие лица должны  нести юридическую  ответственность. Конкретизация императивных начал   пункта 3 статьи 6 должна быть реализована как в текущем законодательстве, так и в правоприменительной практике через принцип прямого действия конституционных норм. В текущем законодательстве необходимо внести советующие изменения, детализирующие и конкретизирующие конституционную норму о принадлежности названных объектов народу Казахстана. Это относится к Земельному, Водному, Лесному, Экологическому кодексам, Закону о недрах и недропользовании, Закону об охране, воспроизводству и использовании животного мира.  

В связи с внесенными поправками, в обществе назрела потребность в восстановлении социальной справедливости в земельных вопросах. Много было самозахватов земли местными олигархами, незаконного присвоения земель и неосвоения земель, несоблюдения законодательства в части ее предоставления сельским жителям, нехватка пастбищ. В этом направлении сейчас партия «Аманат» проводит большую работу.

В связи с необходимостью возвращения незаконно захваченных земель проведение проверок по земельным вопросам исключили из указа по мораторию. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Указ, согласно которому снимается мораторий на проверки по земельным вопросам. «Мораторий на проверки по земельным вопросам снят. Проведение проверок по земельным вопросам исключили из указа по мораторию», — сообщил на своей странице в Facebook председатель комитета по управлению земельными ресурсами — главный государственный инспектор по использованию и охране земель РК Мурат Темиржанов

Поэтому все эти меры усилят развитие земельных отношений, защиту конституционных прав граждан в этом важном для села вопросе, и это будет важный шаг в построении «Жана Казахстана», «справедливого общества и «эффективного государства»

Әсем Жұмабекқызы