Народ на республиканском референдуме 5 июня 2022 года проголосовал за статью 6 пункт 3 и установил, что: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». Это касается экономических основ функционирования Республики Казахстан, перечисляя объекты права собственности и устанавливая для них разный правовой режим. Новая редакция пункта 3 статьи 6 в корне отличается от предыдущей редакции, поскольку предписывает, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. Различие между старой и новой редакцией заключается в словах: «находятся в государственной собственности» и «принадлежат народу». Вроде кажется, что принципиальной разницы нет, так как государство должно осуществлять власть от имени и в интересах народа. Действительно, многие зарубежные конституции придерживаются с различными оговорками той формулировки, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. В новом Комментарии к Конституции четко указывается, что вместе с тем, сделанный в новой редакции пункта 3 статьи 6 акцент на то, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу, связан с тем, что названные объекты в значительной мере определяют жизнь и благосостояние современного и будущего поколения казахстанцев. В данном контексте любые действия государства по изменению статуса данных объектов: передача в аренду, в собственность, особенно иностранцам, извлечение выгод от использования природных ресурсов и другие меры, касающиеся правового режима названных объектов, вызывало и вызывает неоднозначную реакцию различных слоев общества. С другой стороны, определение земли и ее недр, воды, растительного и животного мира, других природных ресурсов в старой редакции пункта 3 статьи 6 в качестве объектов, находящихся в государственной собственности, способствовало в отдельных случаях искаженному пониманию правовой природы данных объектов, что государство в лице его представителей может вольно распоряжаться природными богатствами, извлекая выгоды от их использования в интересах узкой социальной группы, близкой к государственной власти, а не всего народа Казахстана. В этой связи, обновление комментируемого пункта имеет следствием введение в Конституцию РК принципиально новой нормы в истории казахстанского конституционализма. Принадлежность народу Казахстана земли и ее недр, вод, растительного и животного мира, других природных ресурсов сформулирована сегодня как императивная правовая норма. Следовательно, любые действия государственных органов или должностных лиц, серьезно затрагивающие изменения статуса указанных объектов, любые попытки определить отношение к ним тех или иных групп людей, должны быть согласованы с народом как главным субъектом права собственности на эти объекты. Государство в лице его органов обязано выступать во всех вопросах, а в особенности касающихся земли и ее недр, вод, растительного и животного мира, других природных ресурсов, в интересах народа. Если же такие действия будут идти вопреки воле народа, то соответствующие лица должны нести юридическую ответственность. Конкретизация императивных начал пункта 3 статьи 6 должна быть реализована как в текущем законодательстве, так и в правоприменительной практике через принцип прямого действия конституционных норм. В текущем законодательстве необходимо внести советующие изменения, детализирующие и конкретизирующие конституционную норму о принадлежности названных объектов народу Казахстана. Это относится к Земельному, Водному, Лесному, Экологическому кодексам, Закону о недрах и недропользовании, Закону об охране, воспроизводству и использовании животного мира.
В связи с внесенными поправками, в обществе назрела потребность в восстановлении социальной справедливости в земельных вопросах. Много было самозахватов земли местными олигархами, незаконного присвоения земель и неосвоения земель, несоблюдения законодательства в части ее предоставления сельским жителям, нехватка пастбищ. В этом направлении сейчас партия «Аманат» проводит большую работу.
В связи с необходимостью возвращения незаконно захваченных земель проведение проверок по земельным вопросам исключили из указа по мораторию. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Указ, согласно которому снимается мораторий на проверки по земельным вопросам. «Мораторий на проверки по земельным вопросам снят. Проведение проверок по земельным вопросам исключили из указа по мораторию», — сообщил на своей странице в Facebook председатель комитета по управлению земельными ресурсами — главный государственный инспектор по использованию и охране земель РК Мурат Темиржанов.
Поэтому все эти меры усилят развитие земельных отношений, защиту конституционных прав граждан в этом важном для села вопросе, и это будет важный шаг в построении «Жана Казахстана», «справедливого общества и «эффективного государства»
Әсем Жұмабекқызы