Защита материнства и детства в Казахстане

Согласно статье 4 Конституции РК, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, ратифицированные республикой, являются частью ее правовой системы. Они имеют приоритет перед законами Республики Казахстан и применяются непосредственно, кроме случаев, когда для применения международного договора необходимо издание отдельного закона. Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартиях о правах человека с начала XX века. В частности, Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А III Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года) закрепила принцип о том, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь (пункт 2 статьи 25 декларации). Из пункта 1 статьи 27 Конституции Республики Казахстан следует, что брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Именно эти принципы стали базисом для принятия государством мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленных на создание здоровой семьи, общества и государства в целом. Сегодня социальная защита материнства и детства в республике является одним из приоритетных направлений социальной политики. В Казахстане социальная поддержка материнства и детства обеспечивается через многоуровневую систему социальной помощи и социального страхования. За счет средств из республиканского бюджета предусмотрены следующие виды государственных пособий: — единовременное пособие на рождение ребенка: в 2020 году средний размер пособия составил 121 348 тенге, охвачено свыше 430 тыс человек на сумму 52,3 млрд тенге. В 2021 на выплату данного пособия направлено 51,4 млрд тенге с охватом порядка 400 тыс. человек; — ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1 года: в 2020 году пособие в дифференцированном размере от 16 002 тенге до 24 725 тенге получили порядка 121 тыс человек на сумму 32 млрд тенге. В 2021 году пособием охвачено 145 тыс человек на сумму 44 млрд тенге; — ежемесячное пособие многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», награжденным орденами «Материнская слава» I и II степени: в 2020 году пособием было охвачено 232,3 тыс. человек на сумму 49,1 млрд тенге, средний размер составил 17 780 тене. В 2021 году охвачено 234,7 тыс. человек на сумму 52,8 млрд тенге; — пособие многодетным семьям, имеющим 4-х и более несовершеннолетних детей (размер пособия дифференцирован в зависимости от количества детей в семье от 46 760 тенге (4 ребенка) до 186 688 тенге (16 детей), в 2020 году пособием охвачены 392,4 тыс семей на сумму 236,2 млрд тенге. В2021 году — 442 тыс семей на сумму 282,4 млрд тенге; — пособие по уходу за ребенком с инвалидностью до достижения им совершеннолетия, за лицом с инвалидностью первой группы с детства старше 18 лет: в 2020 году пособие в размере 1,4 прожиточного минимума получили 104 тыс человек на общую сумму 57,6 млрд тенге. В 2021 году на выплату данного пособия — 65,2 млрд тенге с охватом порядка 110 тыс человек.
Кроме того, для работающих женщин предусмотрены социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования. Средний размер социальной выплаты по беременности и родам составляет 541,3 тыс тенге, а ежемесячной выплаты по уходу за ребенком до года – 32,3 тыс тенге. Для повышения социальной защиты женщин при назначении пенсии в трудовой стаж засчитывается период ухода за ребенком до трех лет. Кроме того, женщинам субсидируются обязательные пенсионные взносы в период отпуска по уходу за ребенком до года. По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, в 2021 году было выделено 756 млрд тенге, что на 19% больше расходов прошлого года.
После рождения ребенка отцу или матери ребенка выплачивается единовременное пособие на рождение ребенка за счет средств государственного бюджета, независимо от осуществления трудовой деятельности. Размер указанной выплаты в 2022 году на первого, второго, третьего ребенка составляет 38 месячных расчетных показателей (МРП) или 116 394 тенге, на четвертого и более ребенка – 63 МРП или 192 969 тенге. Если мама ребенка не работала, то ей назначается пособие по уходу за ребенком до 1 года из бюджета. Размер ежемесячного пособия зависит от очередности рождения ребенка и в 2022 году составляет: — на первого ребенка – 5,76 МРП, или 17 643 тенге; — на второго ребенка – 6,81 МРП, или 20 860 тенге; — на третьего ребенка – 7,85 МРП, или 24 045 тенге; — на четвертого и более ребенка – 8,9 МРП, или 27 261 тенге. Если мама ребенка работала и за нее поступали социальные отчисления в ГФСС, то после его рождения она ежемесячно будет получать социальную выплату на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком до 1 года из ГФСС. Основными условиями получения этой выплаты является потеря дохода и фактическое осуществление ухода за ребенком до 1 года. Размер выплаты составляет 40% от среднемесячного дохода женщины за последние 2 года до даты рождения ребенка. При этом, минимальный размер не может быть менее размера аналогичного ежемесячного государственного пособия по уходу за ребенком по достижении им возраста 1 года, а максимальный размер не может быть более 40% от семикратного размера минимальной заработной платы, установленной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, т.е. в 2022 году 168 000 тенге (7*60 000 тенге * 40%).
С развитием информационных систем государственных органов и организаций, в частности цифровизации социально-трудовой сферы, в целях удобства и упрощения порядка оказания государственных услуг внедряются проактивные услуги. Это услуги, которые граждане получают, не выходя из дома. В результате обмена данных между информационными системами государственных органов и организаций, происходит актуализация права гражданина на получение пособий и социальных выплат из ГФСС. В данном направлении работает принцип: «гражданин не должен обращаться за получением государственных услуг, а государство должно быть инициатором оказания государственных услуг». Так, после рождения ребенка, женщине на мобильный телефон приходит sms-сообщение, касающееся оформления выплат, на которое ей нужно предоставить ответ-согласие в течение трех календарных дней. Также, можно оформить выплаты на портале электронного правительства egov.kz после получения свидетельства о рождении ребенка. Через мобильные приложения банков второго уровня (Kaspi Bank и Halyk Bank) запущен сервис обращения за назначением пособий на рождение ребенка и социальных выплат по уходу за ребенком до 1 года. Удобство в получении государственных услуг таким способом заключается в отсутствии необходимости использования отдельных ЭЦП-ключей и ввода дополнительной информации. Что касается подачи документов в бумажной форме, то сейчас можно обратиться в любое отделение Государственной корпорации «Правительство для граждан» без привязки к месту жительства, то есть по месту фактического нахождения будущей мамы или мамы с малышом.
Поэтому в Казахстане государственная поддержка семьи, материнства и детства является одним из главных приоритетов социального обеспечения. И этому большое внимание уделяет Президент Казахстана в своих ежегодных Посланиях народу.

Алия Даурембекова