Основные направления в рамках гендерной политики Республики Казахстан

Казахстаном ратифицированы основные международные акты в области гендерной политики: Пекинская платформа действий по улучшению положения женщин (1995 г.), Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1998 г.), Конвенция о политических правах женщин (2000 г.), Конвенция о гражданстве замужней женщины (2000 г.), Конвенция МОТ о равном вознаграждении труда мужчин и женщин за труд равной ценности (2000 г.) и другие. Кроме того, Казахстан тесно сотрудничает с международными организациями, как ЮНИФЕМ, ОБСЕ, Международной организацией по миграции, ЮСАИД, Британским Советом и ПРООН. Для достижения задач гендерной политики в нашем государстве разработана большая нормативно-правовая основа, эффективно функционирует такой институт гендерной политики, как Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан (далее – Комиссия). Во всех областях работают региональные представительства Комиссии. Большим продвижением в данной области является принятие законов: «О профилактике бытового насилия», «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». Действие этих законов направлено на регулирование общественных отношений в сфере обеспечения государственных гарантий равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, направленных на соблюдение основных принципов, касающихся создания условий для гендерного равенства во всех сферах государственной и общественной жизни. Большую роль в развитии гендерного равенства играют институты женские неправительственные организации, число которых в последнее время становится все больше и больше. Государство поддерживает подобные гражданские инициативы и заинтересовано в продвижении интересов женщин. Основные принципы и направления гендерной политики в Казахстане установлены в Концепции семейной и гендерной политики до 2030 года (далее – Концепция). Данная Концепция определяет основные пути развития гендерной политики РК с учетом национального и международного опыта, религиозных и культурных особенностях нашего общества.
Казахстан приветствует активность женщин на госслужбе, в малом и среднем бизнесе.
Республика Казахстан принципиально придерживается политики нулевой терпимости к пыткам и насилию, особенно против женщин и детей. В этой связи полагаем, что необходимо изучить и в дальнейшем применять при рассмотрении дел по ст. 73 Кодекса об административных правонарушениях РК Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979 года, а именно, ст. 1 Конвенции, которая гласит, что для целей Конвенции понятие «дискриминация в отношении женщин» означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области; а также ч.1,2 ст. 16 Конвенции, где указано, что государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений, и, в частности, обеспечивают на основе равенства мужчин и женщин: а) одинаковые права на вступление в брак; в) одинаковые права на свободный выбор супруга и на вступление в брак только со своего свободного и полного согласия; с) одинаковые права и обязанности в период брака и при его расторжении; д) одинаковые права и обязанности мужчин и женщин как родителей, независимо от их семейного положения, в вопросах, касающихся их детей; во всех случаях интересы детей являются преобладающими; е) одинаковые права свободно и ответственно решать о числе детей и промежутках между их рождениями и иметь доступ к информации, образованию, а также средствам, которые позволяют им осуществлять это право; ф) одинаковые права и обязанности быть опекунами, попечителями, доверителями и усыновителями детей или осуществлять аналогичные функции, когда они предусмотрены национальным законодательством; во всех случаях интересы детей являются преобладающими; ж) равные личные права мужа и жены, в том числе, право выбора фамилии, профессии и занятия; х) равные права супругов в отношении владения, приобретения, управления, пользования и распоряжения имуществом как бесплатно, так и за плату. Обучение и брак ребенка не имеет юридической силы, а принимаются все необходимые меры, включая законодательные, с целью определения минимального брачного возраста и обязательной регистрации браков в актах гражданского состояния.
Таким образом, дальнейшее укрепление гендерного равенства в государственной и общественной политике, — как основополагающего ядра конкурентоспособности, должно обеспечить нашему государству гарантии устойчивого развития.

Алия Даурембекова