Агентство по регулированию финрынка обсудило соответвествующий проект. Так, при расчете коэффициента долговой нагрузки (КДН) больше не будет учитываться наличие в собственности у потенциального заемщика движимого и/или недвижимого имущества. Поскольку это не подтверждает наличие у него регулярного стабильного дохода. Также в целях недопущения чрезмерного роста потребкредитования предлагается отозвать у МФО право рассчитывать КДН на основании собственных систем оценки кредитоспособности заемщика. Еще одно изменение в проекте предусматривает распространение требования по расчету КДН на все выдаваемые микрокредиты, за исключением займов, обеспеченных залогом авто,недвижимого имущества и денег, полностью покрывающие сумму выдаваемой ссуды. Помимо этого, предлагается поэтапно увеличить минимальный размер собственного капитала микрофинансовых организаций до 200 млн тенге. 1) для МФО – 100 млн тенге, за исключением следующих случаев: с 1 июля 2023 года – 150 млн тенге; с 1 января 2024 года – 200 млн тенге; — для МФО, прошедшей учетную регистрацию до 1 января 2020 года, минимальный размер собственного капитала составляет:
• с 1 января 2021 года – 50 млн тг.;
• с 1 января 2022 года – 70 млн тг.;
• с 1 января 2023 года – 100 млн тг.;
• с 1 июля 2023 года – 150 млн тг.;
• с 1 января 2024 года – 200 млн тг.;
2) для кредитного товарищества – 50 млн тенге, за исключением:
- для кредитного товарищества, прошедшего регистрацию до 1 января 2020 года и осуществляющего свою деятельность в Астане, Алматы, Шымкенте или областном центре, минимальный размер собственного капитала составляет:
• с 1 июля 2020 года – 20 млн тг.;
• с 1 июля 2021 года – 30 млн тг.;
• с 1 июля 2022 года – 50 млн тг.; - для кредитного товарищества вне Астаны, Алматы, Шымкента или областного центра, минимальный размер собственного капитала составляет: с 1 января 2021 года – 10 млн тенге; с 1 января 2022 года – 15 млн тенге; с 1 января 2023 года – 25 млн тенге; 3) для ломбардов в Астане, Алматы, Шымкенте или областном центре – 70 млн тенге, за исключением прошедших регистрацию до 1 января 2020 года, минимальный размер собственного капитала составляет: с 1 января 2021 года – 30 млн тенге; с 1 января 2022 года – 50 млн тенге; с 1 января 2023 года – 70 млн тенге;
4) для ломбардов вне Астаны, Алматы, Шымкента или областном центре – 30 млн тенге, за исключением прошедших регистрацию до 1 января 2020 года, минимальный размер собственного капитала составляет:
• с 1 января 2021 года – 10 млн тг.;
• с 1 января 2022 года – 20 млн тг.;
• с 1 января 2023 года – 30 млн тг..
Срок введения изменения – с 1 января 2023 года. В целях предотвращения роста закредитованности населения необходимо дестимулировать выдачу беззалоговых потребительских микрозаймов. Текущие требования к резервированию капитала: на 10 тенге микрокредита необходимо два тенге капитала. Новые требования: на 10 тенге микрокредита необходимо пять тенге капитала. Кроме того, в целях ограничения роста проблемной задолженности, предлагается ввести лимит по ее доле в размере 20% от всего портфеля. На МФО, допустившее нарушение порога на NPL, накладывается обязательство по представлению плана мероприятий на срок не менее шести месяцев с обязательным включением ограничения темпа роста портфеля на уровне не более 10% в год. Отметим, что по данным Нацбанка на 1 июля 2022 года, объем кредитного портфеля 243 МФО в Казахстане составлял 898,5 млрд тенге. Из этой суммы к безнадежным относятся займы почти на 87 млрд тенге.
Кроме того, Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка в целях защиты прав потребителей финансового сектора регулярно предупреждает о мошенниках в этой сфере и необходимости финансовой грамотности. Мошенники используют любую возможность обмануть наших граждан в силу их неосведомленности. Злоумышленники используют любую информацию в своих корыстных целях, для этого они постоянно мониторят новости в СМИ и социальных сетях. Мошенники осведомлены и о деятельности Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка. К примеру, они обзванивают граждан якобы от лица финансового регулятора, запугивают, заставляют сообщать личные и платежные данные, либо перевести средства на их счет. Сотрудники Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка не обзванивают граждан с целью предоставления личных и платежных данных или перевода денег на якобы безопасные счета. В официальных заявлениях граждан, поступающих в Агентство, согласно Административному процедурно-процессуальному кодексу РК, указана вся необходимая информация. Также представители финансового регулятора не вступают в переписку с пользователями, используя чужие логотипы, аватарки или анонимные аккаунты. И граждане могут обратиться в Агентство напрямую, чтобы перепроверить информацию, через call-центр по номеру «1459». Так что необходимо самим стараться повышать и свою финансовую грамотность в связи с развитием финансового сектора Казахстана и всеми силами защищать свои конституционные права.
Әсем Жұмабекқызы