Конституция Республики Казахстан строго стоит на защите важных социальных прав граждан Казахстана. Министерством труда и социальной защиты населения РК совместно с экспертами разработан проект Социального кодекса.. Принятие Кодекса позволит не только упростить понимание населением социального законодательства, но и обеспечит единый стиль изложения нормативных правовых актов. Ряд законов в сфере социального обеспечения был принят еще в начале 90-х годов, с тех пор существенно поменялись подходы к разработке нормативных правовых актов. Целью разработки Социального кодекса является создание институциональных, экономических и организационных условий для реализации гражданами своих социальных прав и интересов, совершенствование и развитие действующего законодательства в сфере социальной защиты, в частности, приведение норм в соответствие международным стандартам и рекомендациям, развитие поддержки семьи, материнства и детства, содействие занятости, повышение эффективности менеджмента в системе специальных социальных услуг, статуса и профессионализма социальных работников, внедрение практики профилактики социальных рисков в республике, обеспечение качества услуг и эффективности мер по социальному обеспечению. Новая редакция проекта Кодекса направлена на установление основ форсированного развития отрасли для обеспечения соответствия уровню стран ОЭСР и укрепления правовых основ развития системы социального обеспечения, повышение благополучия социально уязвимых категорий граждан, их вовлечение в активную социальную и экономическую деятельность. В проекте Кодекса отражены основные направления: приоритет поддержки материнства и детства как фактор национальной демографической политики; развитие рынка труда и новые подходы к организации содействия занятости; помощь малообеспеченным семьям в повышении материального благополучия; cовершенствование системы специальных социальных услуг; социальная защита лиц с инвалидностью; дальнейшее совершенствование пенсионного обеспечения; социальная поддержка лиц, потерявших кормильца; приведение отдельных норм социального обеспечения к уровню международных стандартов; цифровая социальная карта семьи; повышение профессионализма и статуса социального работника. К социально-экономическим последствиям можно отнести улучшение качества жизни отдельных категорий граждан, нуждающихся в помощи, повышение степени их социальной защищенности, а также создание им равных возможностей для жизнедеятельности и интеграции в общество. Как ожидается, реализация новелл проекта Кодекса по дальнейшему развитию системы социальной защиты населения предполагает дополнительные финансовые затраты республиканского бюджета на: 1) повышение уровня пенсионного обеспечения: поэтапное доведение размеров минимальной базовой пенсии до 70% величины прожиточного минимума (ПМ), максимальной – до 120% величины ПМ% к 2027 году (2023 год – от 60% до 100 % ПМ, 2024 год – от 65% до 105% ПМ, 2025 год – от 70% до 110% ПМ, 2026 год – от 70% до 118% ПМ, 2027 год – от 70% до 120% ПМ); повышение максимального дохода для исчисления пенсий по возрасту с 46 до 55-кратного месячного расчетного показателя, что соответствует 70% средней зарплаты по стране за прошлый год; поэтапное введение 5% обязательных пенсионных взносов работодателя (2023 г. – 1,5%; 2024 г. – 2,5%; 2025 г. – 3,5%; 2026 г. – 4,5%; 2027г. – 5%); установление привязки базовой пенсии с 2028 года к размеру минимальной заработной платы; 2) социальная поддержка лиц с инвалидностью: выравнивание размеров государственных социальных пособий по инвалидности лицам с инвалидностью с детства третьей группы с 1,2 ПМ до 1,4 ПМ, установление привязки государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца с 2028 года к размеру минимальной заработной платы, введение с 2025 года института независимых экспертов по заочному освидетельствованию; 3) социальная поддержка семей, имеющих детей: увеличение периода выплаты государственного пособия по уходу до 1,5 года, в том числе перенос в госпособие по уходу за счет республиканского бюджета граждан, имеющих стаж участия менее 6-ти месяцев; субсидирование обязательных пенсионных взносов получателям социальных выплат в случае потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста 1,5 года; увеличение пособия многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», награжденным орденами «Материнская слава» I и II степени до 7,4 МРП; 4) социальная поддержка для лиц, потерявших кормильца: увеличение единовременной выплаты на погребение для получателя пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца, государственных специальных пособий до 35 МРП (более 110 тысяч тенге). Бюджетная потребность составит: в 2023 г. – 77,8 млрд тенге; в 2024 г. – 75,1 млрд тенге; в 2025 г. – 94,1 млрд тенге. За три года расходы Государственного фонда социального страхования составят 246,9 млрд тенге. В целом дополнительная потребность на реализацию проекта Кодекса по дальнейшему развитию системы социальной защиты населения составит: в 2023 г. – 341,9 млрд тенге; в 2024 г. – 471,9 млрд тенге; в 2025 г. – 674,6 млрд тенге. Итого за три года расходы на социальную защиту составят 1 488,3 млрд тенге. В наше сложное, турбулентное время, когда казахстанцам становится сложнее жить, государственная политика под руководством Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева направлена на повышение эффективности защиты конституционных социальных прав наших граждан. А это важно.
Әсем Жұмабекқызы