Активы Нацфонда в 2030 году должны составить 100 млрд долларов

Это один из ожидаемых результатов реализации Концепции управления государственными финансами. Стратегический документ подписан Указом Главы государства 10 сентября 2022 года. Он ориентирован на повышения эффективности государственных финансов и восстановления активов Национального фонда.
В принятой Концепции охватывается бюджетная политика, вопросы управления государственным долгом, а также формирования и использования средств Национального фонда. В качестве основных подходов выделяются меры:

  • поэтапное снижение дефицита бюджета для ограничения роста государственного долга и поддержания его на безопасном уровне;
  • установление основных показателей устойчивости долга;
  • тщательный отбор проектов и другие меры для достижения максимального экономического эффекта.
    В частности, благодаря низкому госдолгу и наличию значительных резервов Казахстан сравнительно успешно преодолел последствия пандемии. Президент Касым-Жомарт Токаев, ранее отметил, что это серьезное конкурентное преимущество. Однако текущая ситуация все же нуждается в необходимых корректировках.
    «В последнее время появилась тенденция, когда для покрытия расходных обязательств увеличиваются дефицит бюджета и трансферты из Нацфонда. Постоянно идти по такому легкому пути не получится. Запас финансовой устойчивости далеко не безграничен. Очевидно, что необходимы меры по увеличению доходов бюджета», — сказал Президент на совместном заседании палат парламента 1 сентября 2021 года.
    В качестве продолжения мер по реформированию РК и реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы — прочная основа процветания страны» принята Концепции управления государственными финансами
    В качестве целевых индикаторов реализации этого документа обозначено:
  • снижение дефицита бюджета до 2,0 % к ВВП в 2030 году;
  • снижение ненефтяного дефицита до уровня не выше 5,0 % к ВВП в 2030 году;
  • сохранение государственного долга в 2030 году не выше 35,0 % к ВВП, в том числе долга Правительства на уровне — не выше 30,0 % к ВВП.
    Ожидается, что реализация мер, отраженных в Концепции, в 2030 году приведет к увеличению валютных активов Нацфонда до 100 млрд долларов США. А обслуживание правительственного долга из республиканского бюджета будет на уровне не более 15 % расходов бюджета. В свою очередь чистые внешние активы (отношение внешнего долга правительства, гарантированного долга и внешнего долга квазигоссектора к валютным активам Нацфонда) составят 0,75. Также ожидается увеличение доходов государственного бюджета без учета трансфертов до 18 % к ВВП.
    Необходимость разработки Концепции обусловлена множеством факторов. В их числе внешние и внутренние шоки, происходившие в 2014-2020 гг., которые негативно влияли на состояние государственных финансов и оказывали давление на бюджет. Причем кризис 2014-2015 годов сопровождался падением цен на нефть. В условиях снижения доходов от сырьевого сектора экономики в период низких цен, для поддержки экономической деятельности, продолжалась политика сохранения на приемлемом уровне расходов, которые были нарощены в период высоких цен на нефть.
    Эти фискальные меры привели к увеличению дефицита бюджета страны, который финансировался частично из средств НФРК и частично из заемных средств.
    Последствия пандемии COVID-19 также сильно ударили по экономике и государственным финансам. Из-за спада экономической активности ненефтяные налоговые поступления уменьшились. Чтобы поддержать бюджетные расходы, государство использовало ресурсы Нацфонда, изъяв дополнительный трансферт в дополнение к планируемой гарантированной сумме.
    И это лишь часть накопленных проблем в управлении финансами государства. Их следствием явились хронический дефицит и увеличение ненефтяного дефицита, рост долговой нагрузки на бюджет, слабая финансовая дисциплина в части соблюдения установленных бюджетных правил, рост теневой экономики.
    Принятая Концепция направлена на решение задач управления государственными финансами до 2030 года. Ориентиром являются консолидация государственных финансов и восстановление сбалансированности и устойчивости бюджета за счет укрепления доходной части бюджета, накопления средств НФРК, пересмотра долговой политики, повышения эффективности и экономической отдачи бюджетных расходов, усиления его транспарентности, в том числе за счет автоматизации и цифровизации бюджетного процесса.

Кайрат Коканов