Это один из ожидаемых результатов реализации Концепции управления государственными финансами. Стратегический документ подписан Указом Главы государства 10 сентября 2022 года. Он ориентирован на повышения эффективности государственных финансов и восстановления активов Национального фонда.
В принятой Концепции охватывается бюджетная политика, вопросы управления государственным долгом, а также формирования и использования средств Национального фонда. В качестве основных подходов выделяются меры:
- поэтапное снижение дефицита бюджета для ограничения роста государственного долга и поддержания его на безопасном уровне;
- установление основных показателей устойчивости долга;
- тщательный отбор проектов и другие меры для достижения максимального экономического эффекта.
В частности, благодаря низкому госдолгу и наличию значительных резервов Казахстан сравнительно успешно преодолел последствия пандемии. Президент Касым-Жомарт Токаев, ранее отметил, что это серьезное конкурентное преимущество. Однако текущая ситуация все же нуждается в необходимых корректировках.
«В последнее время появилась тенденция, когда для покрытия расходных обязательств увеличиваются дефицит бюджета и трансферты из Нацфонда. Постоянно идти по такому легкому пути не получится. Запас финансовой устойчивости далеко не безграничен. Очевидно, что необходимы меры по увеличению доходов бюджета», — сказал Президент на совместном заседании палат парламента 1 сентября 2021 года.
В качестве продолжения мер по реформированию РК и реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы — прочная основа процветания страны» принята Концепции управления государственными финансами
В качестве целевых индикаторов реализации этого документа обозначено: - снижение дефицита бюджета до 2,0 % к ВВП в 2030 году;
- снижение ненефтяного дефицита до уровня не выше 5,0 % к ВВП в 2030 году;
- сохранение государственного долга в 2030 году не выше 35,0 % к ВВП, в том числе долга Правительства на уровне — не выше 30,0 % к ВВП.
Ожидается, что реализация мер, отраженных в Концепции, в 2030 году приведет к увеличению валютных активов Нацфонда до 100 млрд долларов США. А обслуживание правительственного долга из республиканского бюджета будет на уровне не более 15 % расходов бюджета. В свою очередь чистые внешние активы (отношение внешнего долга правительства, гарантированного долга и внешнего долга квазигоссектора к валютным активам Нацфонда) составят 0,75. Также ожидается увеличение доходов государственного бюджета без учета трансфертов до 18 % к ВВП.
Необходимость разработки Концепции обусловлена множеством факторов. В их числе внешние и внутренние шоки, происходившие в 2014-2020 гг., которые негативно влияли на состояние государственных финансов и оказывали давление на бюджет. Причем кризис 2014-2015 годов сопровождался падением цен на нефть. В условиях снижения доходов от сырьевого сектора экономики в период низких цен, для поддержки экономической деятельности, продолжалась политика сохранения на приемлемом уровне расходов, которые были нарощены в период высоких цен на нефть.
Эти фискальные меры привели к увеличению дефицита бюджета страны, который финансировался частично из средств НФРК и частично из заемных средств.
Последствия пандемии COVID-19 также сильно ударили по экономике и государственным финансам. Из-за спада экономической активности ненефтяные налоговые поступления уменьшились. Чтобы поддержать бюджетные расходы, государство использовало ресурсы Нацфонда, изъяв дополнительный трансферт в дополнение к планируемой гарантированной сумме.
И это лишь часть накопленных проблем в управлении финансами государства. Их следствием явились хронический дефицит и увеличение ненефтяного дефицита, рост долговой нагрузки на бюджет, слабая финансовая дисциплина в части соблюдения установленных бюджетных правил, рост теневой экономики.
Принятая Концепция направлена на решение задач управления государственными финансами до 2030 года. Ориентиром являются консолидация государственных финансов и восстановление сбалансированности и устойчивости бюджета за счет укрепления доходной части бюджета, накопления средств НФРК, пересмотра долговой политики, повышения эффективности и экономической отдачи бюджетных расходов, усиления его транспарентности, в том числе за счет автоматизации и цифровизации бюджетного процесса.
Кайрат Коканов